Найти в Дзене

Как возникают омрачения

Фотография с сайта ФПМТ
Фотография с сайта ФПМТ

Целью медитации является обретение духовных постижений, ведущих к пресечению заблуждений и предрассудков. Это пресечение зависит прежде всего от понимания свойств, или функций, омрачённого ума. Помимо этого необходимо знать и те разнообразные факторы, которые ведут к возникновению подобных омрачений. В этой связи Дже Цонкапа называл шесть факторов, ведущих к росту омрачений: 1) кармические отпечатки; 2) объекты; 3) влияние недобродетельных друзей; 4) следование ошибочным учениям; 5) сила привычки и 6) ложные умопостроения.

Основной причиной омрачённого сознания являются кармические отпечатки, оставленные в вашем уме прежними неблагими действиями. Поступки, совершённые в прошлом в силу неведения и мотивированные вожделением, ненавистью или иными омрачениями, оставили в вашем уме различные отпечатки, или кармические семена. При возникновении соответствующих условий эти семена созревают, и заблуждающиеся, омрачённые состояния сознания проявляются вновь.

Сам по себе воспринимаемый объект является вторым фактором, вносящим свою лепту в этот процесс созревания. Почти каждый раз, когда рядом с вами некий объект, а в вашем уме наготове соответствующий кармический отпечаток, – в мгновение ока возникает омрачение. Прекрасным примером этого может служить ситуация, когда вы отправляетесь за покупками. Объект уже поджидает вас на прилавке магазина. Вы входите с ним в контакт посредством зрительного восприятия, и, прежде чем сообразите, что происходит, ваш алчущий ум уже увяз в желанном объекте. Коварство этого ментального процесса столь велико, что порой бывает очень трудно оторвать мысли от предмета вожделения. Рука ваша невольно тянется к кошельку, вы достаёте деньги и делаете покупку, толком не понимая, что творите. Всё очень просто, не так ли? То есть, как только омрачённый субъект (ум) входит в контакт с подходящим внешним объектом, заблуждения взрываются подобно атомной бомбе.

Невероятно, до какой степени на Западе принято всё намеренно преувеличивать, с тем чтобы омрачённые умы потребителей непременно обратили на это внимание. «Взгляните на это, вы не поверите своим глазам, это просто ошеломляюще!!!» Эти приёмы настолько укоренились в вашем сознании, что даже перед очередным курсом медитации вы волей-неволей даёте ему рекламу: «Посетите наш потрясающей курс медитации, и вы узнаете всё о своём поразительном уме!». Лично для меня западная культура – это уже слишком.

Будда дал всему этому довольно простое наименование. Он назвал мир, в котором мы живём, миром желаний. Посмотрите вокруг, и вам станет предельно ясно, почему Будда назвал его именно так: «Мир желаний». Все желания – вот они, здесь! Контакт омрачённого ума с желанным объектом ведёт к предрассудкам, порождающим всё новые и новые заблуждения. Именно по этой причине Миларепа предпочёл жить в пещере. Он понимал, что при встрече омрачённого ума и притягательного внешнего объекта скверны растут неудержимо. Осознав это, он решил, что до тех пор, пока он полностью не усмирит свой ум, ему лучше избегать таких контактов.

Объект, вызывающий порождение омрачений, должен иметь некую связь с кармическим отпечатком. Именно поэтому в буддийской философии используется термин «связанный объект». К примеру, в вашем сознании присутствует определённый кармический отпечаток привязанности. Его может активизировать объект, обладающий привлекательными, но не отталкивающими, не отвратительными качествами. Выходит, необходимо правильное сочетание кармического отпечатка в сознании субъекта и определённых качеств, присущих объекту. Без контакта с подходящим объектом субъективные омрачения функционировать не способны.

Третий фактор, упомянутый ламой Цонкапой, – это внешнее влияние. К этой категории относятся дурные, вводящие в заблуждение друзья, снабжающие вас негативной информацией. Всем нам известны люди, общение с которыми приводит нас в смятение. Поэтому очень важно то, с кем вы дружите, с кем близко общаетесь. Например, все ваши приятели выпивают. Если у вас есть какая-то сила воли, вам удастся избегать их влияния неделю-другую. Но через некоторое время вы больше не сможете себя сдерживать – давление ситуации станет непреодолимым.

Подобному влиянию противостоять очень трудно. Я уверен, что, подумав, вы найдёте немало похожих примеров в собственной жизни. Внешнее влияние не ограничивается дурными или хорошими друзьями. В вашей жизни полно «учителей» – людей, пичкающих вас информацией, которая лишь усугубляет ваши заблуждения. Поэтому очень важно всегда находиться среди тех, кто излучает правильную энергию, энергию мудрости. Это куда полезнее, чем постоянно подвергаться облучению вредоносными волнами омрачённой энергии. Однако это ни в коем случае не означает, что вам следует навсегда отвернуться от дурных друзей, начать их ненавидеть и презирать. Нет, не такой должна быть ваша реакция. Крайне важно всегда оставаться сострадательным человеком. Помните также, что наш ум уже и без того омрачён, поэтому бессмысленно обвинять друзей в наших негативных эмоциях. Их влияние лишь сгущает туман наших умственных загрязнений.

Ум западного человека весьма забавен. В некоторых своих проявлениях он довольно скептичен и всё подвергает сомнению. И это может быть очень полезным качеством, в особенности когда вокруг нас – неправда. Но в чём-то западный ум – прямая противоположность скепсису. Если он видит нечто, обладающее единственным положительным аспектом, имеющее одну привлекательную сторону, он тотчас принимает этот объект в целом как «хороший». Такой не в меру эмоциональный подход чрезвычайно опасен. В каждой философской системе, доктрине, религии есть хотя бы один аспект, который, без сомнения, хорош. Даже самый отьявленный злодей на земле – кто бы им ни являлся по вашим понятиям – обладает хоть одним достоинством. Таким образом, ваш ум, восторженно устремляющийся к объектам, которые он находит привлекательными, может с лёгкостью ухватиться за то, что благим на самом деле не является.

Не знаю почему, но мне кажется, что западный ум очень любит всякие смеси. Нечто, обладающее массой вкусовых оттенков, смешанных воедино, считается особенно интересным. Пожалуйста, проверьте, насколько верно это наблюдение. В любом случае подобный подход может в некоторых ситуациях создавать вам проблемы. Например, вы внимаете кому-то, кто пытается изложить вам свою совершенно бредовую идею. Вы думаете: «Не столь существенно, истинно ли то, что он говорит, но это интересно. Пусть продолжает, а я послушаю». Я думаю, что западный ум именно таков, он невероятно любознателен и готов слушать что угодно. Но на самом деле каждая ложная концепция, каждый недостоверный факт, который вы в себя вбираете, лишь ещё больше уплотняет, сгущает ваш омрачённый ум. Поэтому я и сказал, что такое легковерие может быть опасным.

Всё это относится к четвёртому фактору, способствующему возникновению омрачений, – следованию ложным учениям. Этот фактор отличается от предыдущего – общения с дурными друзьями, оказывающими пагубное влияние. Третий фактор относится к вашему образу жизни, среде обитания, в то время как четвёртый означает веру в то, что некто является подлинным учителем, и как результат – следование всем тем ложным идеям, которые этот человек вам внушает. Так, во времена Будды Шакьямуни жил человек, который страстно желал освобождения и для достижения этой цели решил поступить в ученики к одному гуру. Этот гуру дал ему наказ убить тысячу человек и сделать чётки из их больших пальцев рук. «Когда закончишь и обретёшь постижения, приходи, я дам тебе дальнейшие наставления», – сказал ему гуру. Человек этот – а звали его Ангулимала – и вправду поверил этому так называемому гуру и уже успел собрать девятьсот девяносто девять пальцев, когда наконец повстречал Будду и был наставлен на путь истинной Дхармы. Его преданность была слепа и не привела ни к чему, кроме страданий.

Учения, независимо от их качества, могут быть весьма увлекательными. Однако если люди находят что-то интересным, это часто означает лишь, что они жаждут информации. Это же можно наблюдать и у детей. Когда дети на Западе ложатся спать, они любят, чтобы мать или отец почитали им на ночь сказку. Ведь это правда? Эти сказки довольно интересны, но большая их часть – полная чепуха. Дети очень чувствительны и обладают богатым воображением. Они искренне верят тому, что им говорят, и эта информация оставляет глубокий отпечаток в их сознании. Большинство родителей в полной мере этого не осознают и думают: «Ничего страшного. Если ребёнку нравится сказка и он засыпает, всё нормально». Они совершенно не представляют себе, какое воздействие эти истории могут оказать на детское сознание и к чему это приведёт в будущем. Для них важно, что ребёнок быстро засыпает и они свободны, могут сами пойти спать или ещё куда-нибудь. Главное, чтобы малыш не шумел. Но это неправильно. Продолжая пичкать своих детей этим мусором, вы оказываете им сомнительную услугу. Всё это лишь плотнее окутывает их ум туманом заблуждений и суеверия.

Разумеется, если у вас есть мудрость, вы можете сколько душе угодно читать всякую ерунду – это на вас никак не повлияет. Вы можете критически оценить любой материал, не поглощая его с жадностью. Тогда беспокоиться не о чем. Однако если вы чрезмерно увлечены, слишком заинтригованы: «Ага, ага, давай, продолжай!» – эта информация оставляет глубокий отпечаток в вашем сознании. В этом случае налицо полное отсутствие различающей мудрости и ясного понимания того, где правда, а где ложь. Вы впитываете в себя всё подряд без каких-либо трезвых суждений.

То же самое относится и к любой другой информации. Столько всего оседает в наших головах, но, как правило, мы не обрабатываем эти сведения и не можем отличить полезное от вредного. На самом деле практически все аспекты западной массовой культуры – книги, журналы, фильмы, телевидение и тому подобное – направлены лишь на то, чтобы породить у нас ещё больше желаний и суеверий. Несомненно, встречаются исключения, и некоторые фильмы тому пример. Однако подавляющее большинство фильмов вам показывают то, что вам нравится, то, что жаждет увидеть ваш заблуждающийся ум. Люди, создающие эти фильмы, книги и прочее, обладают отменными познаниями в практической психологии. Они в точности знают, что возбуждает человеческие страсти и суеверия, и ещё больше запутывают наш и без того смятенный ум.

Короче говоря, ложные концепции и неверная информация порождают ещё больше омрачений, если наш ум лишён различающей мудрости. Например, поток информации, который обрушивается на вас через телевидение, на самом деле приводит вас в возбуждение. Порой вы не в состоянии более этого выносить и выбегаете из комнаты! Таким образом, любую информацию, которая приводит вас в ещё большее смятение, следует по возможности избегать.

Пятый фактор, способствующий росту омрачений, – это привычка. Допустим, однажды вы имели некое переживание, связанное с определённым объектом. Позже, встречая похожий объект, вы вспоминаете прошлый опыт, и при каждом повторении действия сила этого воспоминания крепнет, а ваше воображение всё больше его искажает. Привычка создаёт ассоциации с такой силой, что как только возникает схожая ситуация, ваш ум автоматически устремляется в объятия омрачённых эмоций. Некоторые люди настолько одержимы объектом своих заблуждений, что не могут его забыть. Почему так происходит? Потому что переживание повторялось снова и снова, оставляя в сознании всё более глубокий отпечаток. Ум живёт воспоминаниями об этом переживании, и это способствует дальнейшему росту омрачений. Даже во сне такому человеку постоянно является объект, которым он одержим. Я уверен, что каждый из вас имел подобный опыт. Если привычная реакция повторялась достаточно часто, а оставленный ею отпечаток достаточно глубок, – вы запросто можете сойти с ума.

Порой объект вашего заблуждения пытается насильно оставить отпечаток в вашем воображении. Так, на Западе, когда двое влюблённых расстаются, они умоляют друг друга: «Пожалуйста, не забывай меня! Храни память обо мне в своём сердце. Если ты забудешь меня – значит, разлюбишь». Вот почему вы не свободны. Как вы можете быть свободны, когда настолько одержимы мыслями об одном-единственном объекте!

Шестой фактор также касается предметов, кажущихся нам привлекательными. Вспоминая о каком-то объекте, вы выносите о нём определённое суждение: «Это так здорово, невероятно! У него и такие достоинства, и эдакие…». Вы так превозносите, преувеличиваете его качества, что воображаемый вами образ перестаёт иметь что-либо общее с реальным объектом. Он превращается в простое творение ваших ложных измышлений.

Предположим, у вас есть возлюбленный, от которого вы без ума. Вы находите каждое его движение, каждый жест интересными. Его походка, манера говорить, поступки – всё кажется вам совершенным. Даже если он делает нечто отвратительное, для вас это становится источником наслаждения. Вы настолько увлечены его привлекательными качествами, что его негативная сторона полностью скрыта от вас. Ум наш, однако, устроен таким образом, что, если в один прекрасный день этот человек скажет вам что-то очень неприятное, ваше отношение к нему начнёт меняться. Вы подумаете: «Да не так уж он и хорош…». Ваш ум сосредоточивается на мысли: «Не хорош, не хорош, не хорош…». Вскоре всё в этом человеке начнёт казаться вам отвратительным, в нём не останется ничего, что волновало бы ваше воображение. Такое часто бывает, верно? Омрачённый ум вытворяет невероятные вещи. Сначала предмет кажется ему безупречным, а потом вдруг превращается в нечто полностью противоположное. Но я заявляю со всей ответственностью, что ни один объект, ни одно живое существо не могут быть ни полностью хорошими, ни совершенно плохими. Все явления обладают как положительной, так и отрицательной энергией. Просто наш омрачённый ум предпочитает видеть всё в чёрно-белых тонах. Я знаю, на Западе есть поговорка: «Вы слышите то, что хотите услышать». Это очень точное психологическое наблюдение и важное положение Дхармы, подтверждающее истинность того, о чём мы здесь с вами говорим.

— Лама Тубтен Еше. Из книги «Энергия мудрости».