В начале 2000-х годов небольшая украинская студия GSC Game World стала настоящей легендой. Эта интернациональная команда энтузиастов, возглавляемая харизматичным Сергеем Григоровичем, создала несколько поистине культовых игр, оставивших неизгладимый след в истории индустрии.
Бессмертная стратегическая серия «Казаки», не имеющая себе равных в жанре, была любима миллионами игроков по всему миру. А трилогия «S.T.A.L.K.E.R.» навсегда вписала GSC в анналы AAA-разработчиков — эти атмосферные шутеры с открытым миром, посвященные Зоне отчуждения Чернобыльской АЭС, стали истинными шедеврами своего времени.
В те годы GSC была не просто студией, а символом украинского геймдева, который доказал всему миру, что создавать выдающиеся игры можно не только в России, но и в других уголках бывшего СССР. Их проекты собирали восторженные отзывы критиков и игроков, а сама студия регулярно приезжала на российскую выставку «Игромир», встречаясь с фанатами лично.
Я был одним из тех фанатов — вспоминаю, как покупал лицензионные диски каждой новой игры GSC, чтобы поддержать разработчиков — и надеялся однажды их увидеть. Ведь это была не просто команда — это была группа единомышленников, увлеченных своим делом и создававших нечто по-настоящему великое. И сейчас бы, по хорошему, радоваться, что они вернулись, снова делают игры и так далее по списку... Да не получается. Радоваться, в смысле.
GSC прошлого была великой
Несмотря на скромные размеры и всего три выпущенные AAA-игры, GSC Game World оставила неизгладимый след в истории игровой индустрии. Во-первых, они доказали, что высококлассный геймдев вне Запада возможен не только в России, но и на всем постсоветском пространстве. Для того времени это было поистине революционным достижением.
Ведь большинство студий, создававших по-настоящему крупные и амбициозные проекты, базировались в Москве или Санкт-Петербурге. А GSC, базируясь в украинском Киеве, сумела совершить невозможное и создать игры, которые ничем не уступали западным хитам. Во многои именно благодаря им разработчики из сопредельных стран обрели уверенность в своих силах, что станет бесценным, когда в России наложатся выход Lada Racing Club, кризис 2008 года и начало конца 1С, возвещая темные времена индустрии...
[ Есть ли будущее у русских игр? ]
[ Почему 1С больше не делает игры? ]
Во-вторых, GSC создала вселенную, которая до сих пор влияет на культуру, от литературы до кинематографа и, конечно же, других игр. Аномалии, артефакты, сталкеры, откручивающие все, что не прикручено — эти элементы стали визитной карточкой студии и вдохновили множество последователей.
Образ Зоны отчуждения, этого причудливого проржавевшего мира, где радиация породила невиданные феномены, глубоко запал в сознание целого поколения. Он стал своего рода метафорой для всего постсоветского пространства первых двух десятилетий, когда «Союза уже не стало, а России — нет до сих пор»...
И, в-третьих, GSC подарила миру «Тот Самый Сталкер» – игру, ставшую культовой еще до своего выхода.
Тот Самый Сталкер
Главная прелесть трилогии «Сталкер» – «Тень Чернобыля», «Чистое Небо» и «Зов Припяти» — заключалась в том, что это... НЕ «Тот Самый Сталкер». Из-за гонки за релизом и технических ограничений того времени пришлось вырезать множество запланированных механик, локаций и сюжетных линий — чуть ли не половину контента и механик — но именно этот факт, как ни иронично, сделал её такой знаменитой.
Ведь задолго до выхода первой части слухи о грандиозном проекте GSC, посвященном Чернобыльской катастрофе, распространились по всему интернету. Энтузиасты собирали крохи информации, ревностно следили за каждым новым скриншотом и деталью. И с каждым разочарованием, когда выяснялось, что в финальную версию не войдет еще одна задуманная механика, интерес лишь подогревался.
А после релиза... Были шок (от атмосферы этого мира), вой (от «обрезанности» игры) и... Энтузиазм.
Энтузиасты-моддеры вцепились в проект мертвой хваткой, добыли из GSC промежуточные сборки с вырезанным контентом и начали творить. Сначала они пытались воссоздать «Тот Самый Сталкер», который задумывался разработчиками, но в итоге так и не был реализован.
Ближе всего к этой цели, пожалуй, подошел проект Lost Alpha команды Dez0wave, восстановивший массу вырезанного контента — но был ли хоть кем-то воссоздан «Тот Самый»? Да едва ли. Хотя бы потому что «Тот Самый Сталкер» — это мечта. Идеальная игра, которая, полагаю, вообще недостижима хотя бы в силу того, что её образ у каждого свой.
А вскоре моддеры пошли дальше и стали создавать совершенно новые игры, используя движок X-Ray и наработки GSC в качестве строительных блоков. За последние 15 лет сотни, если не тысячи, фанатских модов не только возродили «Сталкера» к жизни, но и развили оригинальную концепцию в самых разных направлениях... Благодаря им, во многом, об этой игре и помнят до сих пор. Ну да я отклонился от темы.
Крах GSC
В то время как критики неизменно ставили высочайшие оценки всем трем частям «Сталкера», невзирая на их неизменно непроходимую забагованность на релизе (разработчики были очень оптимистичны, выпуская релизный билд «v1.0001»), а моддеры затачивали свои напильники, GSC Game World просто... сдулась. В 2011 году Сергей Григорович, основатель и единоличный владелец студии, неожиданно объявил «Я устал, я мухожук» — и на этом история «Сталкера» и GSC, казалось бы, закончилась.
Да, прямо посреди разработки долгожданного сиквела. Студию распустили, Григорович исчез, словно растворившись в той самой Зоне отчуждения, а фанаты остались в полном смятении.
Решение Григоровича шокировало игровое сообщество. Студию, которая только что выпустила хитовый «Зов Припяти», попросту распустили. Сам Григорович исчез из виду, бросив все на полпути. А фанаты остались в полном недоумении — что же будет с любимой вселенной? История «Сталкера» и GSC Game World, казалось, подошла к концу на самом интересном месте.
Впрочем, даже в тот момент энтузиасты не теряли надежды. Ведь у них оставались моды, неофициальные продолжения, книжная серия и, главное, сама Зона, существующая в их воображении. Команда разбрелась «кто куда»: часть ушла создавать Metro, часть — Survarium (это, вопрочем, достойно отдельной истории), а часть просто растворилась. И кто знает, может, когда-нибудь GSC воскреснет, подобно легендарному Семецкому?
Кадавр восстал из мертвых
И действительно, Григорович (правда, не совсем тот, но об этом позже) неожиданно вернулся в нашу реальность из цифрового небытия. Он заявил о воссоздании GSC Game World и возобновлении работы над S.T.A.L.K.E.R. 2 — продолжением культовой серии (до этого были лишь разрозненные попытки перезапустить фирму и даже перевыпустить «Казаки», но всё это лучше и не вспоминать).
Фанаты ликовали, вновь обретя надежду. Ведь именно GSC, создатели оригинального «Сталкера», могли дать вселенной достойное продолжение... Более того, за эти годы технологии ушли далеко вперед, и у разработчиков появился шанс воплотить в жизнь все свои самые смелые задумки, реализовать тот грандиозный замысел, который в нулевых ограничивали возможности «железа» и живительное руководство THQ...
Но это был лишь миг эйфории. Очень скоро стало ясно, что GSC Game World возродилась совсем не такой, какой ее помнили и любили игроки.
Григорович 2.0: теперь с русофобией
Но радость длилась недолго. Очень скоро стало ясно, что из цифрового небытия Григорович вернулся совсем другим человеком — ожесточенным русофобом с крайне одиозными взглядами. Или, если точнее, вернулся не Сергей Григорович, а его брат, Евгений. Тот основатель, что лично согласовывал дружеские поездки на «ИгроМир», уже не здесь. Он ушел «тогда» — и ушел «с концами». А новый — теперь открыто призывает к национальной розни и ненависти к России.
Одним из первых шагов «новой» GSC стало решение убрать русскую озвучку из грядущего S.T.A.L.K.E.R. 2. По личному приказу Григоровича русский язык вырезали из игры, несмотря на то, что действие по-прежнему разворачивается на территории бывшего СССР — и даже на Украине до половины населения до сих пор считают русский своим родным языком. Более того, в одном из слитых билдов проекта эта озвучка уже была, что наводит на мысли, что дороговизна её создания также явно ни при чем.
Апогеем стал скандальный запрет на продажу любых игр GSC, включая созданные еще прежней, интернациональной командой, для игроков из России. Григорович открыто заявил, что ни один россиянин не должен поддерживать новые проекты студии деньгами.
Причины столь радикального разрыва с частью фанатской аудитории, кроме той же русофобии, мне откровенно непонятны. Особенно в условиях, когда игра в этой стране имеет культовый статус, и, вне зависимости от обстановки в мире, нашла бы сотни тысяч потенциальных покупателей.
GSC Refurbished: ни людей, ни движка, ни нации
Но даже те, кто был готов простить Григоровичу его новую идеологическую окраску, вскоре осознали: с самой GSC Game World тоже не все гладко.
- Прежней, легендарной команды разработчиков, сценаристов и дизайнеров, чьи имена вызывали трепет у фанатов, больше не существует. Они разбрелись «кто куда» ещё при закрытии оригинальной GSC.
- Легендарного движка X-Ray, создававшего половину неповторимой игровой атмосферы «Сталкера», — тоже нет. И вместо того, чтобы довести его до современных стандартов (самостоятельно или использовав наработки фанатских проектов OpenXRay или тогда еще живого Oxygen), в GSC решили перейти на Unreal. Намеренно отказываясь от своего наследия.
- И даже нация сменилась — теперь это не украинская, а чешская студия, куда были наняты разработчики со всей Европы.
Что там вообще осталось от старой GSC, кроме инициалов ее основателя в названии?
Лично мне очевидно: это уже совсем другая игра, другой проект, к созданию которого причастны люди, не имеющие ничего общего с оригинальной командой. Пусть он и будет называться «Сталкер 2» и использовать тот же сеттинг, но в нем не остаётся и крупицы того духа, что создавал атмосферу первых трех частей.
Из былой интернациональной и поистине инновационной команды энтузиастов, проложившей путь постсоветскому геймдеву, не осталось ровным счетом ничего. Кроме, разве что, инициалов основателя (также ушедшего даже с символической позиции) в названии.
Заключение: Они не заслуживают ни внимания, ни денег
Это уже не та студия, что создавала трилогию S.T.A.L.K.E.R., переворачивая на лету постсоветский геймдев. И не та интернациональная команда, что с равной любовью и уважением относилась к любому игроку, невзирая на его национальность (а могла и в дупу на форуме послать, ибо живые люди).
И, главное, это не та команда, что заслуживает моих денег — даже если бы GSC сами не отгородились от российских игроков. Ведь сама суть их творения, то, что сделало оригинальный «Сталкер» культовым шедевром, базировалась на духе дружбы и взаимопонимания между разработчиками из разных стран.
Что же до второго «Сталкера»... Его нет. Для меня. Это просто... Другая игра под тем же брендом — и я очень сомневаюсь, что хорошая. Потому что настоящий «Сталкер» создавался совсем другими людьми — людьми, для которых игра была не просто проектом, а настоящей страстью. Людьми, которые вкладывали в нее всю душу, невзирая на трудности и бесконечные переработки. Людьми, для которых геймеры были не просто потребителями, а полноправными соавторами их творения.
Увы, таких людей в новой GSC Game World, похоже, не осталось. Осталась лишь торговая марка да несколько завсегдатаев индустрии, решивших подхватить модное название. И, если быть честным, «Сталкер 2» выглядит просто... Очередным коммерческим шутером, пытающимся нагреть руки на былой славе франшизы.
Для меня S.T.A.L.K.E.R., как и сама GSC Game World, остаются в 2011 году. Именно такими — вершиной украинского геймдева и шедевром постсоветской игровой культуры, а не русофобским кадавром из Чехии образца 2024 года... Конец. Статьи и истории.
Статью для вас подготовил: В. Волков. Игрок с пятнадцатилетним стажем и молодой рецензент.
Играйте в хорошие игры!