Российская игровая индустрия пережила невероятный взлет и столь же стремительное падение. С конца 90-х и до середины 2000-х годов наш игропром поражал мир шедеврами, не уступающими западным хитам. Но всего за три месяца отрасль рухнула «в ноль», и с тех пор так и не оправилась...
Почему индустрия рухнула практически мгновенно? И есть ли вообще будущее у отечественного игропрома после почти 20 лет забвения? Давайте разберемся.
С чего всё началось
Первые ростки российской игровой индустрии появились в конце 90-х годов. Тогда на свет вышло сразу несколько игр, получивших мировое признание и задавших высочайшую планку качества.
В 1997 году студия NIKITA представила космический симулятор Parkan. Игра поразила игроков своим масштабом, детализацией вселенной и невиданной дотоле проработкой визуальной части.
Да, геймплейно это был, по сути, клон Elite — но в Parkan геймер мог путешествовать между планетами, вступать в бои с пиратами, торговать, выполнять квесты — не просто «с игровыми условностями», но наслаждаясь прорывной по тем временам, полностью процедурно генерируемой графикой. Parkan стал настоящим прорывом для жанра космосимов.
Еще одним хитом стал ИЛ-2 Штурмовик, вышедший в 2001 году. Разработанный студией 1С, этот авиасимулятор до сих пор считается эталоном жанра. Невероятный реализм, внимание к деталям, возможность пилотировать десятки самолетов Второй мировой. ИЛ-2 завоевал сердца миллионов, и по праву вошел в историю.
Нельзя не упомянуть и российские квесты конца 90-х...начала 2000-х. Серия игр про Петьку и Василия Ивановича, культовые «Братья пилоты» и даже трэш уровня «Ядерного титбита» — именно они открыли для отечественного игрока жанр приключенческих игр, а для Запада — глубину русской культуры, доселе им неизвестной.
Увлекательные сюжеты, яркие персонажи, нестандартные головоломки — наши квесты не уступали лучшим западным образцам.
Эти и многие другие игры заявили миру о рождении в России полноценной игровой индустрии, способной создавать хиты уровня AAA. И уже скоро расцвет русского игропрома войдет в свою "золотую эру".
Расцвет русского игропрома
Пик развития пришелся на первые годы 2000-х. С 2001 по 2006 год российские разработчики буквально завалили мир шедеврами, не уступающими западным хитам.
Одним из главных хитов стала серия игр «Корсары» от русской студии Акелла.
Эти пиратские экшены с красочными морскими сражениями и увлекательным сюжетом завоевали миллионы поклонников по всему миру. Более того, «Корсары» даже получили одобрение Disney и вышли под их брендом «Пиратов карибского моря» — настоящий триумф для российской студии!
Вот ещё бы там не было не менее легендарного StarForce... Впрочем, это тема отдельной статьи.
Еще один нашумевший хит — игра «Мор. Утопия». Вышедший в 2003 году, этот RPG-экшен-хоррор от Ice Pick Lodge так поразил западных критиков и русских интеллигентов, что получил аж три ремейка на новых игровых движках. До сих пор «Мор» считается одной из самых атмосферных игр в жанре хоррор-экшена.
Отличились в те годы и отечественные стратегии в реальном времени. Как Блицкриг от Nival, первой реализовавшей технологию теней и динамической вегетации в RTS. Или «В тылу врага» (Men of War) — революционная по своей нелинейности стратегия от великой 1C.
Не стоит забывать и о хитах, покоривших исключительно СНГ. Серии игр «Дальнобойщики», «Демиурги», «Санитары подземелий», дилогия «Космических рейнджеров» и многие другие... Малобюджетные, но от этого не менее культовые в странах СНГ.
Бенефис русской игровой индустрии
Однако истинным триумфом российского игропрома стал 2006 год. На выставку Игромир впервые приехали западные разработчики — перенимать опыт у легендарной 1С! Более того, «Игромир» в первый и последний раз покажут по центральному телевидению в прайм-тайм — и не только в России: на это мгновение, в эту вспышку «наша выставка» вплотную приблизилась к уровню E3 (а потом эту роль займёт немецкая Gamescom)...
Именно в 2006 студия Nival выпустила шедевральную Heroes of Might and Magic V, первый в истории случай, когда западная компания полностью отдала разработку следующей части многомиллионной IP на откуп отечественным игроделам... Так ещё и вышел шедевр, который вспоминают по сей день!
Казалось, российские разработчики вот-вот покорят весь мир. Но тут грянул гром...
Lada Racing Club и мгновенный крах
В том же 2006 году состоялся релиз игры Lada Racing Club. И эта гоночная «игра» с участием АвтоВАЗа погубила всю индустрию.
И дело не только в отвратительном качестве самой игры. LRC оказалась настолько феерически раскручена, перерекламирована, навязана игрокам силой огромного маркетингового бюджета, что ее провал вызвал полное отторжение и разочарование во всем российском игропроме.
После выхода Lada Racing Club продажи всех русских игр упали на 97% всего за 3 месяца. В 2007 году не вышло ни одной заметной российской игры — зато отменили несколько десятков... А в 2008 со скрежетом довели до релиза последнюю запомнившуюся, но скромную и явно недоделанную — King’s Bounty: Легенда о рыцаре.
На этом парабола русского игростроя оборвалась. За один год индустрия практически перестала существовать.
Катастрофа с большой "Ка"
Это был беспрецедентный случай в истории, когда одна игра убила целую индустрию практически мгновенно. С тех пор российские разработчики так и не выпустили ни одной полноценной AAA-игры.
Да, были попытки. Например, Timeshift уровня AA — скромный шутер в «трансвременном» сеттинге. Или амбициозная, но технически сырая попытка Nival продолжить легендарный «Блицкриг». Однако полноценных хитов так и не последовало. AAA умерло... Навсегда?
Получается, Lada Racing Club нанесла отрасли удар, от которого та так и не оправилась по сей день. Целых 18 лет без единого крупного хита — подобного в истории игровой индустрии больше не было. Даже якобы «крупнейший провал» E.T. в США — и тот «обрушил» индустрию буквально на год-полтора.
Эти два провала я, к слову, сравнивал (и подробно рассказывал о трагедии LRC) в статье о играх-катастрофах:
[ 3 игры, которые разрушили игровую индустрию: от Lada Racing Club до Cyberpunk... ]
Триумф онлайна
К счастью, кадры никуда не делись. Многие талантливые разработчики переключились на онлайн-проекты, ставшие новой гордостью российского игропрома.
Так появились многомиллионные Warface, Аллоды Онлайн, War Thunder или Escape from Tarkov. Да, кто-то скажет: «бездушные онлайн-дрючильни»... И я соглашусь. Но это — лучше, чем ничего. А тот же Warface — и вовсе обеспечивает какой-никакой, а интересный геймплей.
Огромную нишу заняли и мобильные игры. По количеству выпущенных мобильных игр Россия уступает только Китаю. Тысячи приложений в AppStore и Google Play — заслуга наших разработчиков.
Брать ли «заслугу» в кавычки оставлю на ваш вкус.
Так что кадры и таланты никуда не делись. Просто денег и амбиций для создания полноценных игр катастрофически не хватает... Или не хватало до недавних пор?
Санкции как шанс на возрождение
И вот в 2022 году наметилась тенденция, которая может переломить ситуацию. Под давлением беспрецедентных ранее санкций, отрезавших русских игроков от Запада финансово, политически и культурно, государство начало вкладываться в разработку отечественных игр, чтобы снизить зависимость от Запада в этой области.
Так, в 2022 году частично за счет госбюджета профинансировали разработку русской игры Смута — масштабной AAA-RPG в сеттинге Руси XVII века. Этот проект получил рекордное для России финансирование — более полумиллиарда рублей от ФРИИ, ИРИ, ВКонтакте и даже Сбербанка, предоставившего проекту беспроцентный кредит.
«Смута» может повторить путь «ИЛ-2» и стать переломной игрой, возродившей индустрию. Либо стать новой LRC, нанеся ей окончательный удар. Многое зависит от качества самой игры...
Но, в любом случае, сейчас у российского игропрома появился реальный шанс вырваться из забвения... Или получить, наконец, мизерикордию и больше не мучаться.
Заключение
Итак, мы проследили бурную историю взлета и падения российской игровой индустрии. Казавшийся неостановимым расцвет в 2000-е оборвался резкой и неожиданной, как сердечный приступ катастрофой под названием Lada Racing Club.
Однако сейчас, под давлением санкций, появился шанс всё исправить. Государство инвестирует в разработку отечественных игр, главной из которых может стать «Смута».
Сумеют ли наши разработчики возродить индустрию и вернуть России славу игровой супердержавы? Скоро узнаем. А пока остается только пожелать - удачи, ребята! Верим в вас!
А старые проекты отечественных (и не только) разработчиков вы можете приобрести на платформе Kupikod. Как ключами — [ по этой ссылке ], так и пополнив с её помощью баланс Steam.
Как это сделать без комиссии (или даже с прибылью) — журнал Kupikod уже рассказывал [ в этой статье ].
Статью для вас подготовил: В. Волков. Игрок с пятнадцатилетним стажем и молодой рецензент.
Играйте в хорошие игры!