Как бы мы не относились к присутствию интернета в жизни своих детей, надо признать, что все поколение массово использует цифровые технологии. Причем, самое важное – они стали незаменимым ее элементом практически во всех сферах – от обучения до развлечения.
Получается, что все дети активно осваивают одновременно два пространства.
Но не все сформируются с той или иной степенью поведенческой аддикции.
И главная сила, которая способствует этому процессу – влияние значимых близких и система воспитания в целом.
Главная особенность таких детей – это состояние, которое характеризуется стремлением ухода из реального мира посредством изменения своего психического состояния.
Проще говоря, подросток предпочитает жить в интернете, фактически отказываясь от своей реальной жизни. И эту динамику можно менять.
Главная ошибка, которую мы совершаем – продолжать наказывать экранным временем. Запрещать, угрожать, скандалить и принуждать учиться. Все это уже привело к результату, когда ваш ребенок забаррикадировался и тратит все силы на защиту от нападок взрослого. Главное, сосредоточиться на вопросе: «Что нужно изменить, чтобы, минимизировать этот конфликт реальностей?
Каждый человек, с самого детства получает уникальный набор собственного опыта, в результате которого возникали те или иные эмоции. Со временем они могли повторяться. А некоторые – стали доминировать. Процессы, которые происходят во внутреннем мире, на которые, как правило, никто не обращает внимание, формируют эмоциональное состояние личности. У нас принято работать с серьезными психологическими травмами, которые являются следствием каких-то серьезных событий, но ровно так же воспитательная система со временем запускает переживания, на основании которых личность принимает далеко идущие детские решения о себе, других людях и мире в целом.
Какой этот набор у вашего сына или дочери?
Если подросток предпочитает жить в интернете, значит в его опыте накопилась череда собственных умозаключений.
И для него выбранное поведение – наилучшая стратегия с целью выживания в этом мире. В нашем случае – ребенок каждый день получает опыт и эмоции, которые подтверждают, насколько мир враждебный и даже угрожает его жизни.
Конечно, проведенный анализ – попытка сформировать общий процесс развития поведенческой зависимости, в том числе активное вовлечение в интернет. Все очень индивидуально, потому что помимо влияния семьи в переходный возраст добавляются проблемы поиска своего места в группе (страх быть отвергнутым), самооценка (влияющая на общение с противоположным полом), индивидуальные особенности личности – тревожность, агрессивность, замкнутость.
Эрик Берн в своей теории сценарного анализа формулирует следующую мысль – при правильном воспитании у ребенка формируется позитивное содержание, которые является единственным условием счастливой жизни.
Если применить эту концепцию в проблеме тотального вовлечения в киберсреду, то можно четко охарактеризовать те решения, которые подросток уже принял. И уже, как следствие – он не готов отрываться от компьютера. Например:
Как я оцениваю себя?
Как неудачника, неблагополучной личностью. Как того, кто подводит своих родителей, и из-за меня они страдают?
В норме человек положительно оценивает себя во всех проявлениях. Для подростка со склонностью к амбивалентным эмоциям это сложно.
Но очень важный момент – как бы не проявлялся сейчас ребенок, что бы ни говорил, в каком бы состоянии не был, самое главное – реакция взрослых. Чаще всего она не очень адекватная. Мы сами срываемся, как собаки с цепи, на своих детей, подтверждая словами, что «ты неадекватный, ничего не хочешь, и я устал с тобой бороться, и мне стыдно перед людьми».
Много чего еще мы системно транслируем в общем-то, любимым детям. Просто в состоянии отчаяния взрослый теряет контроль, но этого допускать нельзя. Если вы понимаете, что сейчас взорветесь – лучшая тактика – выйти из общения, чтобы успокоиться.
Все равно результат будет отрицательный, потому что после таких вот стычек дети бегут, чтобы снять напряг в онлайн игру или интернет. При этом подтверждая убеждение, что я неудачник.
Изменить этот подход легко. Базовый вопрос, на который каждый ребенок ищет ответ на протяжении всего детства – как добиться любви и признания. Поэтому достаточно разделять личность, которую мы любим, уважаем, признаем таланты, видим способности, помогаем их развивать. И поведение, которое под властью эмоций может быть любым. Что для подростка норма. Основная проблема в том, что взрослые часто ведут себя, как тинейджер с неустойчивой психикой.
Поэтому никаких ярлыков в стиле «не пойми что выросло». Дети формируют представление о себе в первую очередь со слов близкий людей. И забирают во взрослую жизнь.
Как я оцениваю своих близких? Свою семью?
Если школьник живет в пространстве, где взрослые воспринимаются, как кровные враги, то он всегда готов к конфликтам. А как по-другому, когда люди, в любви и принятии которых ты так нуждаешься, искренне считают тебя неблагополучной личностью? При этом родители стремятся активно перевоспитать уже фактически отдельного человека, многие склонны к иронии и сарказму в стиле «всю жизнь в компьютере просидишь?». Многие постоянно придираются, из-за цифровых интересов. По факту подросток чувствует себя отверженным самыми близкими людьми. В норме в семье нужно набираться сил для новых попыток сделать очередной шаг в социуме. Но в этом случае, все силу уходят на эту борьбу, чтобы отстоять как-то себя, свое достоинство и право на собственные интересы, которые никто не принимает.
Как я оцениваю окружающих?
Цифровое поколение отличается особенностью. Дети преимущественно используют технологии в процессе личного общения. К следствие этой тенденции, у многих замедляется темп развития коммуникативных навыков. В сети общаться проще и легче, чем в реале. Ты чувствуешь себя уверенней, особенно при взаимодействии с противоположным полом.
Так появляются дети, с которыми никто не дружит. А они считают, что общаться просто не с кем, старается вообще избегать новых контактов.
Как я оцениваю свое обучение?
Тут все очень просто. Если семья больше наказывает за негативные результаты в обучении, в том числе лишением экранного времени, если эта система преобладала в начальной школе, то риск формирования отторжения к обучению повышается в разы. Старшеклассник учится, но не потому, что сам решил, не потому что видит смысл в обучении, как важная ступень собственной жизни, а только под контролем взрослых, которые «заставляют и контролируют». Как только собственное «Я» станет сильнее, чем влияние взрослых, начинаются проблемы. Школьник открыто заявляет, что учеба ему «нафиг не вперлась. Многие бизнесмены вообще образования не имеют и пр.»
Если подросток уже принял четкое решение о себе и роли обучения в собственной жизни, то устраивать патологический контроль, мотивировать полным лишение гаджетов – очень опасный путь.
Который толкает сначала ждать «внешнего разрешения» попасть в сеть. Жизнь начинает вертеться вокруг главного желания – возможность дорваться до желанного кайфа, который «предки-враги» постоянно запрещают.
В результате со временем семья получает личность, которая отрывается от семьи, но ничего путного со своей жизнью делать просто не может. Внешний контроль норме должен быть замещен функцией саморегуляции. Но этого качества просто нет. Потому что тяга кратно сильнее воли. Чаще всего происходит переход на курение, алкоголь, или другие химические зависимости.
__________________________________
Для постоянных читателей блога доступно предложение:
Эл. книга "Как оторвать ребенка от телефона"
Эл. книга "Как оторвать подростка от игры"
Эл. книга "Как оградить подростка от влияния деструктивных групп и сообществ"
3 книги по цене 1, вместо 2079 всего 990р.
Вы получите доступ к базе знаний и возможность повышать компетенции для успеха ребенка.
Письмо с доступом к учебным материалам придет на указанную почту после успешной оплаты по ссылке.