Найти тему

К Всемирному дню театра стихотворение Эдуарда Асадова и 6 живописных работ

Эдуард Аркадьевич Асадов (1923-2004) написал огромное количество прекрасных стихов. И среди них есть стихи-рассказы, которые не только отвечают на наши жизненные вопросы или учат иначе смотреть на происходящее, но и которые просто увлекательно читать. Одно из таких произведений – «Артистка» – предлагаю вам сегодня, 27 марта, когда отмечается Всемирный день театра.

А для наглядности подобрала несколько известных картин (о художнике и картине можно будет прочитать в описании).

История, рассказанная любимым поэтом, могла происходить в любом городе и любом театре. Ведь в России более 600 театров. И очень даже может быть, что это случилось в Большом…

Владимир Лаповок. Большой театр. Март. 1995. Холст, масло. 60 x 80 / Автор картины Владимир Абрамович Лаповок родился в 1933 году в Москве, на Арбате. Поэтому неудивительно, что город стал главной темой его произведений. На картине «Большой театр. Март», написанной в 1995-м мы ещё можем видеть яблони перед Большим театром. Интересно, кто-нибудь помнит этот сквер со старыми яблонями?! Зато на картине они продолжают жить
Владимир Лаповок. Большой театр. Март. 1995. Холст, масло. 60 x 80 / Автор картины Владимир Абрамович Лаповок родился в 1933 году в Москве, на Арбате. Поэтому неудивительно, что город стал главной темой его произведений. На картине «Большой театр. Март», написанной в 1995-м мы ещё можем видеть яблони перед Большим театром. Интересно, кто-нибудь помнит этот сквер со старыми яблонями?! Зато на картине они продолжают жить

Эдуард Асадов
Артистка

Концерт. На знаменитую артистку,
Что шла со сцены в славе и цветах,
Смотрела робко девушка-хористка
С безмолвным восхищением в глазах.

Антонина Ржевская. Музыка. 1902-1903. Холст, масло. 102 x 100. Нижнетагильский музей изобразительных искусств /Антонина Леонардовна Ржевская (1861-1934) закончила Московское училище живописи, ваяния и зодчества, была членом Товарищество передвижных художественных выставок. В картине «Музыка» изображен балкон ныне Рахманиновского концертного зала Московской консерватории. Места на балконе занимали посетители с самыми дешевыми билетами
Антонина Ржевская. Музыка. 1902-1903. Холст, масло. 102 x 100. Нижнетагильский музей изобразительных искусств /Антонина Леонардовна Ржевская (1861-1934) закончила Московское училище живописи, ваяния и зодчества, была членом Товарищество передвижных художественных выставок. В картине «Музыка» изображен балкон ныне Рахманиновского концертного зала Московской консерватории. Места на балконе занимали посетители с самыми дешевыми билетами
Актриса ей казалась неземною
С ее походкой, голосом, лицом.
Не человеком – высшим божеством,
На землю к людям посланным судьбою.

Иван Крамской. Портрет Е. А. Лавровской. 1879. Холст, масло. 166 х 121,5. Государственный Русский музей / Иван Николаевич Крамской (1837-1887) изобразил оперную певицу, ведущую солистку Мариинского театра Елизавету Андреевну Лавровскую (1845–1919) на эстраде в Дворянском собрании
Иван Крамской. Портрет Е. А. Лавровской. 1879. Холст, масло. 166 х 121,5. Государственный Русский музей / Иван Николаевич Крамской (1837-1887) изобразил оперную певицу, ведущую солистку Мариинского театра Елизавету Андреевну Лавровскую (1845–1919) на эстраде в Дворянском собрании
Шло «божество» вдоль узких коридоров,
Меж тихих костюмеров и гримеров,
И шлейф оваций гулкий, как прибой,
Незримо волочило за собой.
И девушка вздохнула: – В самом деле,
Какое счастье так блистать и петь!
Прожить вот так хотя бы две недели,
И, кажется, не жаль и умереть!
А «божество» в тот вешний поздний вечер
В большой квартире с бронзой и коврами
Сидело у трюмо, сутуля плечи
И глядя вдаль усталыми глазами.

Юрий Пименов. Актриса. 1935. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея / Для Юрия Ивановича Пименова (1903-1977) театр был любовью: он создал декорации ко множеству спектаклей, работал над костюмами и готовил афиши. Он даже оставил свои впечатления о жизни театра в книге «Таинственный мир зрелищ». И неудивительно, что у него много живописных работ из мира театра. Правда, в картине «Актриса» героиня скорее накладывает грим, чем снимает, но уж очень привлекательна работа обилием деталей
Юрий Пименов. Актриса. 1935. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея / Для Юрия Ивановича Пименова (1903-1977) театр был любовью: он создал декорации ко множеству спектаклей, работал над костюмами и готовил афиши. Он даже оставил свои впечатления о жизни театра в книге «Таинственный мир зрелищ». И неудивительно, что у него много живописных работ из мира театра. Правда, в картине «Актриса» героиня скорее накладывает грим, чем снимает, но уж очень привлекательна работа обилием деталей
Отшпилив, косу в ящик положила,
Сняла румянец ватой не спеша,
Помаду стерла, серьги отцепила
И грустно улыбнулась: – Хороша…
Куда девались искорки во взоре?
Поблекший рот и ниточки седин…
И это все, как строчки в приговоре,
Подчеркнуто бороздками морщин…

Константин Коровин. Актриса Надежда Комаровская. 1919. Холст, масло. Частное собрание / Надежда Ивановна Комаровская (1885-1967), русская драматическая актриса, заслуженная артистка РСФСР, была музой и гражданской женой художника Константина Алексеевича Коровина (1861-1939)
Константин Коровин. Актриса Надежда Комаровская. 1919. Холст, масло. Частное собрание / Надежда Ивановна Комаровская (1885-1967), русская драматическая актриса, заслуженная артистка РСФСР, была музой и гражданской женой художника Константина Алексеевича Коровина (1861-1939)
Да, ей даны восторги, крики «бис»,
Цветы, статьи «Любимая артистка!»,
Но вспомнилась вдруг девушка-хористка,
Что встретилась ей в сумраке кулис.
Вся тоненькая, стройная такая,
Две ямки на пылающих щеках,
Два пламени в восторженных глазах
И, как весенний ветер, молодая…
Наивная, о, как она смотрела!
Завидуя… Уж это ли секрет?!
В свои семнадцать или двадцать лет
Не зная даже, чем сама владела.
Ведь ей дано по лестнице сейчас
Сбежать стрелою в сарафане ярком,
Увидеть свет таких же юных глаз
И вместе мчаться по дорожкам парка…

Май Данциг. Навстречу жизни. 1958. Национальный художественный музей Беларуси / Май Вольфович Данциг (1930-2017) – советский и белорусский живописец-монументалист. Картина «Навстречу жизни» – дипломная работа молодого художника, получившая высокие оценки преподавателей Московского художественного института имени Сурикова
Май Данциг. Навстречу жизни. 1958. Национальный художественный музей Беларуси / Май Вольфович Данциг (1930-2017) – советский и белорусский живописец-монументалист. Картина «Навстречу жизни» – дипломная работа молодого художника, получившая высокие оценки преподавателей Московского художественного института имени Сурикова
Ведь ей дано открыть мильон чудес,
В бассейн метнуться бронзовой ракетой,
Дано краснеть от первого букета,
Читать стихи с любимым до рассвета,
Смеясь, бежать под ливнем через лес…
Она к окну устало подошла,
Прислушалась к журчанию капели.
За то, чтоб так прожить хоть две недели,
Она бы все, не дрогнув, отдала!


Вот такая простая и очень понятная история о том, как важно ценить то, что у тебя есть. И даже, если кто-то взгрустнул вместе с актрисой о своей молодости, вспомните:
«мои года – моё богатство». Каждый период жизни прекрасен по-своему, надо просто научиться видеть его преимущества и дорожить тем хорошим, что есть.

А пойти в театр и прикоснуться к великому искусству можно в любом возрасте. И всех театральных работников с профессиональным праздником!!!

С любовью, ваша Света В.

Мой Телеграм-канал, где я всегда выкладываю анонсы своих новых статей –

Света В Литературе и Искусстве