Найти тему
Жить вкусно

Колокольный звон Глава 66 Святки _ Поездка в город _ Неожиданное возвращение Ивана

Оглавление

Святки. Любимый праздник парней и девок в деревне. Катания на санях, гулянья до самой ноченьки, гаданья. Старики по вечерам выходили на улицу за ворота, смотрели как резвится молодятина и вспоминали свое. Вроде совсем недавно так же веселились, с замиранием сердца выходили на перекресток дорог и слушали, лежа на снегу, с какой стороны приедет суженый, откуда послышится звон колокольцов.

Художник Юрий Сергеев
Художник Юрий Сергеев

Вот и сегодня вышла Марфа за ворота, услышав со двора, как гогочут весело девки. За ней и Дарья поспешила. Охота посмотреть, что на этот раз придумали. По дороге весело бежала тройка, впряженная в розвальни. Только вот вместо лошадей в оглобли были впряжены парни, да еще и по бокам тянули оглобли за вожжи.

В санях сидели девки, целая куча мала, да погоняли возчиков. Хохот стоял такой, что в ночной тишине и в других деревнях его, наверное, слышно было. Дарья не удержалась и тоже рассмеялась. Разве не смешно, когда эта живая куча мала на санях накренилась на бок и свалилась. в сугроб. Тройка вперед убежала, а девки барахтались в снегу, пытались выбраться половчее, да догнать ретивых, занять местечко.

Под горку сани и так то легко катились, а уж без груза сами возчики запрыгнули в розвальни и покатились с горы по накатанной дороге.

– Не увидишь как и наш Романко начнет женихаться. - Задумчиво проговорила Дарья. Сама то давно ли так радовалась святкам, весь год этот праздник ждали.

- Пусть веселятся да радуются Святые вечера покуда. - Марфа покачала головой. - А как придут страшные вечера через неделю до самого Богоявления, так там поостеречься надо.

За свои годы она каких только россказней не наслушалась от людей про эти страшные вечера. Как начнет свет прибывать, так разным лукашкам невмоготу становится. Все темные силы на земле злятся и стараются побольше зла сотворить за это время. Погулять напоследок, потешиться, да побольше добрым людям неприятностей принести.

К Дарье с Марфой подбежала Федоска, веселая, смеющаяся. Ни о какой нечисти она сейчас не думала. Хорошо ей было и весело.

- Чё то ты давно уж к нам не заглядывала.

- Так неколи всё. Работаю, а вечером гулянья. Девки да парни за мной заходят, зовут.

Она крепко обняла Дарью.

- Век не забуду тибя. Сколь ты для миня сделала. Не ты бы так разве кто про миня бы вспоминал сичас. Я зайду на днях. Вон уж кричат миня.

С горы и правда кричали.

- Федоска, куда провалилася то. Скорей иди. Сичас с горы кататься будем.

Девушка повернулась, помахала им рукой, веселая и смеющаяся, и такая счастливая.

- Шубенку то новую бы ей надо. Вытерлась уж вся. Как на рыбьем меху. Да и коротка совсем. Выросла девка из ниё.

Дарья заботливо подумала про Федоску, словно та тоже ее дочкой была. Болела у нее душа о ней. А еще она беспокоилась, что Федоска ничего больше про Василия не рассказывает. То уж прямо жить без него не могла, а тут как отрезало. И не вспоминает даже. И сейчас, вон какая веселая да счастливая, бегает. Может парня какого завела, ровню себе. Дело то молодое.

Марфа зябко поежилась. Это ведь молодые бегают, так им жарко. А стоять, так мороз живо старается где-нибудь да пролезть.

- Пойдем, Дарьюшка домой. Чё то совсем захолодало. Самовар поставим, да чаю попьем.

Дарья пошла за матерью. А сама подумала, что ох, как бы хотела она сейчас вместе с молодяжками, да с горы, да на санях, чтоб ветер свистел в ушах. Да ведь не поймут ее люди. Но все таки подумала, что надо Ивана уговорить, да сходить с ребятишками на гору. А то все работа, да работа. Ведь не такие уж они старые. Охота подольше молодой то побыть.

На третий день попразднества матушка Серафима собралась со своими детьми в город. Сама то только на день, по торговым рядам прогуляться. Да ответные визиты нанести. А дети пусть подольше побудут. Поживут в городе.

Только вот незадача, Туда то Василий за возчика хорошо справится, а вот обратно как. Матушка к лошади даже подходить боялась. Да и страшно одной ей было. Неожиданно отец Алексей вызвался ей в помощь.

- У меня родня в Городище живет. Я вас всех доставлю, а потом и сам в гости съезжу. А как скажешь, когда надо, приеду забрать.

Серафима, довольная, что все так получилось удачно, всю дорогу обдумывала, как бы ей все успеть. Решила матушка, что первым делом визиты нанесет, а потом уж по торговым рядам с Василисой сходят. А сыновья, те уж сами по себе пусть ходят. Не больно то они охочи заколки с булавками, да ленты с кружевами рассматривать.

Получилось все как нельзя лучше. Все успела, везде отгостила, да еще и время выкроила, чтоб зайти к своей давней подруге, тоже матушке. Росли они, почитай вместе, потом замуж обе вышли. Пока в городе Серафима жили, так часто друг к другу хаживали, а тут уж столько времени не виделись.

У матушки Ефимии, четверо детей было, три дочери, да сын. Дочерей то уж она замуж выдала всех, а сын до сих пор не женился еще, младшенький самый. Раньше то они подумывали, вот бы хорошо было породниться. И шла Серафима в гости с надеждой выведать, какие планы у матушки Ефимии на Виктора, младшего своего.

Матушка Ефимия обрадовалась неожиданной гостье. Огорчилась только, когда узнала, что та совсем ненадолго зашла, сегодня домой в свою деревню уезжает.

- Ну все равно, проходи, сейчас самовар поставлю, хоть чаю попьем. Варенье у меня из райских яблочек есть.

Женщины уютно расположились на кухне. Сначала разговоры о житье. У Ефимии то, почитай, ничего нового. Живет, как жила. А у Серафимы то сколько всего накопилось. И про дом хочется рассказать, и про храм, и про деревню.

- Слышала я, что у вас в храме хор уж больно хорош. Наши то городские собираются ехать к вам да послушать.

Серафиме было приятно услышать, что слава уже по городу бежит.

- Приезжай, матушка Ефимия. Хор то может как и везде, да певчая одна у нас чудо расчудесное. Крестьянка, нигде не училась, а поет, как ангел.

Потом разговор перешел на детей. Серафима погоревала, что у нее все трое еще не женаты да не замужем. Особенно заботил ее Иван.

- Ведь заканчивает учебу нынче. Жениться надо. Времени то совсем не остается. Спрашивала его, может в Казани какую присмотрел, а он только рассмеялся. Какие, говорит, невесты. Живем как солдаты в казармах. Лишний шаг сделать нельзя.

- Ну так сейчас вот приехал, здесь в городе невесты то есть.

Ефимия задумалась. Только вот для своего сынка и то она не может найти. Хотелось бы, чтоб сноха из семьи священников была, да пока нет в округе таких. Или совсем маленькие еще, или же замужние. Ее вдруг озарило.

- А у вас Василиса то, не сосватана еще? Помнишь, как породниться то мы с тобой хотели.

- Так я и сейчас не против. Василиса в школе работает уже. Молодая вроде еще, но ведь молодая не старая.

- Надо их поближе свести. Пусть познакомятся.

Виктор был старше Василисы на шесть лет. Поэтому даже и не обращал на эту мелузгу внимания, когда они раньше приходили с матерью к ним в гости. А сейчас Василиса вон какая девица стала.

- Они здесь останутся. В школе сейчас не учатся. Вот и поживут в городе.

Серафима поделилась, что Василиса по городу скучает, тоскливо ей в деревне.

- Вот и хорошо. Пусть они все трое в гости ко мне придут. А там уж как дело сладится. У Виктора то много друзей. Много среди купцов денежных. Что уж теперь делать. Кто знает, где судьбу найдешь. Время теперь другое пришло.

Ефимие так не хотелось отпускать гостью, но той уже не сиделось. На улице того и гляди смеркаться начнет, а ей еще ехать в деревню. Матушка ничего не стала говорить своим детям про намерение свести Василису с Виктором. Надеялась на матушку Ефимию. Та уж приложит все силы. Сказала только, что они приглашены в гости. Все трое. Там их будут ждать.

К этому времени подъехал отец Алексей. Матушка целые сани загрузила различными пакетами да баулами. Что то купила, а что то из дома взяла. Домой ехала довольная. Как хорошо она все обустроила. Теперь бы только голубки приглянулись друг другу. Единственное смущало ее, что для Ивана невесты до сих пор на примете нет. Если Василия вполне устроит купеческая дочка или чиновничья, то Иван вряд ли захочет на такой женится. Слишком уж разные они с Василием.

Крутились и вертелись в голове думы у матушки. Она даже не заметила, как лошадь остановилась у дома.

- Тпрру!

Голос отца Алексея вернул матушку к действительности.

- Приехали, матушка Серафима. Уснула что ли.

- Задумалась что то я. И вправду, даже не заметила, что у дома остановились.

Из дома навстречу уже бежала Федоска. Она решила дождаться матушку, пока та приедет. Мало ли чего, может сделать надо что будет. Вот и поджидала ее.

- Ой, котомок то какую оказию привезла. - Федоска шустро взяла несколько штук и потащила в дом.

- Иди, матушка, я все сичас перетаскаю.

Федоска быстренько все перетаскала, усадила матушку за стол.

- Чай, исти с дороги то хошь. Сичас накормлю тибя.

На кухню вошел отец Николай. Есть он отказался.

- Да я уж накормила ево. Думаю, когда ты приедешь то, чё ему голодному сидеть.

Отец Николай улыбнулся.

- Да уж, голодным не оставит. Хотел подождать, да куда там. Так и пришлось одному ужинать.

Он расспросил, удачно ли съездила Серафима, все ли сделала, что хотела. Хотя можно было и не спрашивать. По ее довольному лицу было видно, что все как задумывала, так и сделала.

Дни бежали один за другим. Вот уж и Васильев день на пороге. Наступал 1897 год.

Матушка Серафима сидела у окошка и смотрела на улицу. Последние лучи солнца, прятавшегося за лесом, падали на кресты храма и издалека ей казалось, что они парят в воздухе и сверкают своей позолотой.

Живет она здесь не больно уж много, но удивительно, что совсем не скучает по городу. Здесь ей хорошо и покойно. Нравится эта тихая, размеренная жизнь. И как она раньше жила в городе. Тут один день побыла, устала от суеты, от народа.

Возле ворот остановилась лошадь.

- Видно к батюшке кто-то приехал, - подумала она. - Так в храм надо было, там он.

Ворота раскрылись и матушка увидела Ивана. Он быстро прошел по дорожке, вот уже его шаги слышны на крыльце. У матери чаще застучало сердце. Что такое случилось в городе. Почему Иван один приехал. Где остальные. Это все у нее проносилось в голове, пока дверь не открылась.

Иван вошел, и споткнулся, увидев испуганный взгляд матери.

- Мама, ты чего?

- Что случилось? Почему ты один? Где Василий и Василиса? - Посыпались вопросы.

- Мама, ничего не случилось. Они в городе и все там хорошо. А приехал я один, потому что устал там, захотелось сюда, где тихо и спокойно. Сегодня встретил деревенского мужика, он меня сам окликнул, узнал. Вот и напросился, чтобы подвез меня домой. Нет, нет, не переживай. Я всем сказал, что уезжаю сюда, никто меня не потеряет и не будет искать.

- Иван, ты меня испугал. Я уж всего передумала. А ты знаешь, я ведь сама сейчас сидела у окна и думала, как здесь хорошо. И вдруг появился ты.

Они прошли на кухню и стали ждать батюшку, который вот вот должен был прийти.

Продолжение читайте тут:

Начало читайте тут: