"Для меня это не рассказ, а метафора".
В 1975 году не стало Пьера Паоло Пазолини. Его убили. Однако расследование не привело к точному вердикту. Режиссёр Абель Феррара решается на смелый поступок: воспроизвести последний день великого режиссёра, который являлся коммунистом, атеистом и гомосексуалом, почасово рассказав, как всё было на самом деле. И это воспроизведение, возможно, лучшее, что делал Феррара.
Существует поверье, мол, Пазолини заказал самому себе убийство и выбрал для этого идеальную дату в итальянском календаре. В ночь между днём живых и днём мёртвых. Его скандальность выходила за рамки дозволенного и врагов у такого человека, только из-за его мировоззрения, уже было не мало, тогда как каждый его фильм по отдельности обращал внимание общественности и неизбежно привлекался к судебному разбирательству. Не сложно поверить, что его скандальность, от которой он искренне получал удовольствие, могла достигнуть подобного апогея. Только вот в фильме мы видим самого простого человека.
Пазолини в этом фильме за день до своей смерти играет в футбол, планирует выпустить фильм, рассказывает его синопсис своим актёрам, даёт интервью, пишет сценарий и не даром фильм заканчивается кадром его дневника, где дни расписаны на две недели вперёд... Непохоже на человека, который планировал умертвить себя на следующий день с помощью неофашистов, кричавших во время зверского убийства:
"Умри коммунист!"
Нет, это политическое убийство человека с очень четкой позицией, от которой он не отказывался на протяжении всей своей жизни с того момента, когда стал антифашистом в Фашистской Италии. И именно за это его и убили.
Это последний день жизни человека, рассказывающий о всей его биографии более красноречиво, чем любой другой подробный байопик, который охватывал бы всю жизнь.
Без смерти — жизнь человека не имеет смысла и только тогда она его обретает, когда человек покидает свой жизненный путь и можно рассуждать на тему, а каким был этот человек в жизни.
Пазолини испытывал судьбу, но был честен перед самим собой и своим творчеством. То, каким жестоким способом его убили, характеризует в точности его подход к искусству. Без остатка, харкая кровью и наизнос. Он был улиткой, которая ползёт по острию всегда заточенного ножа.
Когда смотришь фильм, хочется верить, что он добежит до края футбольного поля и выживет, но тогда это будто перечеркнуло бы всё его творчество. Сделало фальшивым. Но нет, он отдал жизнь за своё творчество и даже если бы он знал, что с ним произойдёт, то он скорее всего повторил бы это...
В этом смысле, безусловно, он умертвил себя сознательно.
Одна из лучших ролей Уиллема Дэфо.
________________________________________
А как Вам этот фильм? Пишите в комментариях и оставляйте свои пазолиниевские лайки! Всем добра и здоровья! Не забудьте подписаться!