Найти в Дзене
Бе Ликов.

Однажды на Патриарших.

Однажды я не мог не писать и написал книгу.

Она похожа по стилю на мои рассказы, но первая моя книга менее автобиографична и с более сжатым повествованием.

Она получилась как заархивированный документ.

Состояла из пары десятков страниц, и для придания хоть какого-то объёма я украсил её гравюрами Франсиско Гойи из его «Капричос», указав его в качестве иллюстратора своей книги.

Верстальщик был профессиональным. (Саша, спасибо тебе!) Чуть позже, перешагнув через мелочные вёрстки, он будет выигрывать дизайнерские конкурсы, к Артемию Лебедеву будет ездить в Москву за призами.

Корректора не было, я доверился Ворду. Ошибки остались, да-да, но это, на мой взгляд, только добавляло автобиографичности повествованию от первого лица.

Я отпечатал за свой счёт 100 экз. в мягкой обложке на скрепке и раздал за какие-то несколько лет самым близким друзьям. Среди них встречались персонажи той книги.

У меня её нет, не осталось, и если бы не обстоятельство, изложенное ниже, я бы её переписал.

Я понял, что написал что-то стоящее, как только раздал первый экземпляр.

Во всяком случае, стоящее слезы, слёз моей первой читательницы, получившей от меня книгу по дороге из типографии домой.

Мы встретились на Техноложке, я отдал книжку с Гойей на обложке и уехал в своё Купчино. Она скоро позвонила сказать, что прочла, и расплакалась в трубку.

Книжка понравилась многим, поэтому, когда мне позвонил один мой бывший работодатель и по-приятельски попросил съездить в Москву с поручением, я сразу согласился и взял с собой пару свежих экземпляров своей книги.

Поручение было по работе и оплачиваемым, но пустяковым.

Рано утром в Москве мне нужно было доставить небольшой пакет по указанному адресу, что я и сделал.

А до обратного ночного поезда я решил провести время в Москве.

Я никого тогда не знал в этом городе, но помнил наизусть пару адресов, и я пошёл на квартиру Булгакова.

Решил сводить свою книгу в место создания другой.

Музей был ещё недолго закрыт, пришлось ждать, зато я вошёл в него в то утро первым и единственным, как и люблю.

Каких-то экспонатов было немного, я не почувствовал там Булгакова и вскорости ушёл.

Отправился пешком на Патриаршие пруды.

В этом рассказе нельзя лукавить, тут и так его будет предостаточно, поэтому буду называть всё своими именами. По дороге я взял коньяк, понимая, что пить захочется, а абрикосовой тёплой мне там уже вряд ли кто предложит!

Как я и предполагал, пёстрой будочки с надписью «Пиво и воды» на месте не оказалось. На Патриарших, видимо, из-за раннего часа не было ни души.

Я стоял на дорожке, у берега, напротив утиного домика, бывшего тогда там, и вдруг услышал хруст гравия рядом.

— Вы позволите мне пройти? — спросил меня какой-то старичок, как мне вначале показалось.

Я отошёл немного в сторону, уступая дорогу, хотя места, чтобы разойтись на дорожке, хватало. Он с палочкой медленно прошаркал мимо.

— Вредный старик, — подумал я и, пройдя вслед ему немного по аллее, сел на одну из скамеек в тени лип. Выбрал ту, на которой Берлиоз с Понырёвым в сериале снимались.

Я открыл коньяк, почему-то подумав в этот момент, что надо было две сразу брать. Выпил и немедля закурил.

Старик продолжал свой монотонный путь, огибая пруд, больше людей не было, ни одного, только птицы плавали по воде.

Я подумал, что лучше места мне для этого не найти, и достал свою, ещё пахнущую типографской краской, книжку.

Я принялся читать, разглядывая причудливые картинки и запивая самые любимые моменты коньяком.

Старик продолжал ходить кругами, я поглядывал на него время от времени, проходя мимо меня, он демонстративно не смотрел.

С каждым кругом он прибавлял, ускорял немного шаг, пропадали незаметно хромота и шарканье, приосанилась спина, и откуда-то, несмотря на начинающуюся жару, на его голове появился чёрный берет, трость он держал увереннее, набалдашника в виде головы пуделя на ней не было.)

На середине моего коньяка он остановился напротив моей скамейки и спросил:

— Позвольте, я сяду?

Все остальные скамейки были свободны, и я с досадой захлопнув книжку, предложил ему присесть.

Он представился и тут же стал говорить:

— Зовут меня Владлен, да-да, в том далёком 1928 году давали такие имена, мои родители поддались тогда со всеми искушению и назвали меня Владленом. Это Владимир Ленин сокращённо. Как мне можно Вас называть?

— Беликов.

— Приятно с Вами быть знакомым, Алексей! — неожиданно сказал он.

Я сначала хотел немедля выпить (как по Венечке), но потом подумал, что имя моё он мог прочесть на обложке книги в моих руках.

— Пишете?! — спросил он, прочтя мои мысли и кивая на книжку.

— Впервые.

— Любопытно. Вы позволите взглянуть?!

Я дал ему в руки книгу, как позже оказалось, навсегда.

Он быстро пролистал её и сказал:

— Очень любопытно, позвольте, я оставлю её у себя?

У меня была ещё одна, и эту я был рад неожиданно подарить.

— Вы живёте где-то рядом? — спросил я не без интереса.

— Большая Садовая, 302-бис, — ответил он и после паузы рассмеялся неожиданно молодым смехом.

— Нет, не в той квартире, рядом, — уточнил он, — А живу там давно, и со времени написания Михаилом Афанасьевичем романа, в шутку пользуюсь своим адресом.

но это правда.

Он стал доставать из кармана серого пиджака паспорт, я его остановил.

— Не нужно, я верю.

— Я всегда жил в Москве, — продолжал он, — и помню её совсем другой. С другими людьми, с москвичами, теперь этого нет.

Он с грустью вздохнул, но от предложенного коньяка с улыбкой отказался.

— Вы меня простите, — сказал я зачем-то. — Простите за излишнюю, наверно, откровенность в моей книжке, я не хотел этих подробностей.

— Это ничего, — ответил он мне,— Так и должно было быть.

И мы около часа проговорили о литературе и способах выражения автора в ней. В конце беседы он спросил:

— Вы куда сейчас думаете направиться?

— Теперь не знаю, — признался я.

— Я Вам порекомендовал бы дом, где писал Горький, там теперь музей, он тут рядом, пешком можно прогуляться.

Мы распрощались, и он пошёл бодрым шагом по аллее, она уже заполнялась редкими людьми, выгуливающими собак.

Один пудель бросился к нему с лаем и присел у его ног, Владлен наклонился его погладить и что-то ласковое зашептал ему в кудрявые уши.)

Я пошёл к Горькому домой, взяв по дороге ещё коньяка.

Его дом, подаренный ему для заточения после жизни в Италии самим Сталиным, был и остаётся ярчайшим из воплощений русского модерна в архитектуре, он поразил меня ещё на подходе. В этом великолепии пролетарский писатель Горький прожил до своей смерти с 1932 до 1936 г., в общем, недолго он там прожил.

Внутри убранство и роскошь не уступали представлению о них снаружи дома. Чтоб я так жил и тосковал по утраченной Италии.

Я даже сел там за его писательский стол и попробовал затосковать, не получилось, даже коньяк не помог.

Зато я смог очаровать эрудицией и знаниями хранительниц музея.

Накануне моей поездки мне не спалось, и я, так уж совпало, посмотрел передачу про Горького по каналу «Культура». Я был подготовлен свыше к этой встрече и заработал похвалу для всего своего родного города.

«Только в Петербурге могут быть столь культурные люди, знающие столько о литературном наследии наших классиков и об их порой непростой судьбе!» — так нам было сказано в рабочем кабинете Максима Горького, в его изысканной рабочей обстановке.)

После Горького я отправился на вокзал, получив по пути ещё пару малозначительных знакомств с москвичом и одной москвичкой.

Ещё одним чудом успев после на поезд, я благополучно вернулся домой.

Спустя пару недель я получил письмо по электронной почте. Мой адрес был указан на обратной стороне моей книги.

Писал Владлен, писал через племянницу. Он хвалил мой литературный опыт и просил меня о следующем:

«Мне нравится Ваш стиль и манера изложения, — писал он, — в моей семье, в её истории есть много драматичных моментов, через которые прослеживается жизнь страны на протяжении столетия».

Я хотел бы, чтобы именно Вы написали об этом, основываясь на моих рассказах...

Я отказался. Написал, что не возьмусь, не возьмусь за чужую жизнь.

«Мне со своей бы разобраться», — подумал я, но этого писать не стал.

Продолжение по ссылке

Предыдущая глава

Оглавление.