28 марта в прокат выходит дебютный фильм Тины Баркалая «Сказки Гофмана». Мировая премьера ленты состоялась в конкурсе 54-ого Международного кинофестиваля в Индии, а российская – в Калининграде, на открытии фестиваля «Короче». Главную героиню, которой непросто поверить в себя, сыграла Екатерина Вилкова, а компанию ей составили Максим Стоянов и Евгений Цыганов. Рассказываем, каких впечатлений стоит ждать от этой картины.
Надя Страхова (Вилкова) – 35-летняя женщина, почти блаженная в своей доброте и скромности. Она любит смотреть, как закипает вода, запах конфет, хруст полотенца, шорох страниц книг и всех людей на Земле, кроме себя. Когда-то из чувства благодарности она вышла замуж за Виталика (Стоянов) — безнадежного токса и газлайтера, потного, ленивого, не расстающегося с эспандером. Разумеется, наделенный беспочвенной уверенностью в себе Виталик не работает и ведет жизнь домашнего животного, объясняя это хроническим заболеванием памяти: криптомнезией. Зато Надя разрывается между заботой о «больном» супруге и двумя работами. Днем она служит в городской библиотеке, пытаясь дозвониться до должников и вернуть не сданные вовремя книги, а вечером подрабатывает в театральном гардеробе. Там-то её случайно и примечает Гарик (Цыганов) — деловой человек из мира кино и рекламы, которому завтра утром в кадр нужны красивые руки. У гардеробщицы как раз такие. Гарик велит ей прийти на съемочную площадку — а Надя не привыкла отказывать. В начале рассказчик сообщает, что история произошла в эпоху до или после социальных сетей, во времена, когда люди не пользовались смайликами, спорили, глядя друг другу в глаза, и даже читали книги. Это «до или после» подчеркивает временную условность и убирает возможные вопросы к достоверности предметного мира фильма. Для «Сказки» он не первостепенен, хотя вроде бы и соответствует началу нулевых: ламповые телевизоры, тамагочи, доллары в пачке пельменей, первые пластиковые карты и караоке-клубы, открывающиеся на месте библиотек. К тому же в диалогах легко считать подмигивания современности: тут есть и коррумпированный чиновник, обвиняющий героиню в бездуховности, и интеллигентная героиня Кутеповой, ощущающая потребность уехать из страны, а на киностудии можно услышать мимоходом брошенную реплику о том, что в соседнем павильоне опять снимается кино про войну.
Тина Баркалая — автор, очевидно, насмотренный, оттого в картине можно найти переклички с целым рядом фильмов: от «Начала» Глеба Панфилова до «Питера FM» и «Петровых в гриппе» — что, впрочем, не делает картину вторичной. Напротив, перед нами удивительно свежая работа, трогательная и лиричная. С необыкновенной главной героиней, легко и нежно воплощенной Екатериной Вилковой. С приятной цветовой гаммой и визуальным многообразием: в кадре нашлось место и диафильмам, и книгам, и кино, и театру. Наконец — со счастливым концом, ведь у каждой сказки должен быть счастливый конец. «Сказки Гофмана» в прокате с 28 марта.