Люди не рождаются, а формируются.
Эразм Роттердамский
Достойно похвалы деяние, а не сам человек.
Мишель де Монтень
Человек — служитель и истолкователь природы.
Фрэнсис Бэкон
В эпоху Возрождения человек представляет самого себя, возросла его ценность как отдельного индивида. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность — вот идеал возрожденческого человека. Человек становится творцом самого себя. В результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того, как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой. В период возрождения большое значение приобретает искусство, и возникает культ человека-творца. Творческая деятельность приобретает своего рода священный характер. Эпоха Возрождения - это культ красоты. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида. Философия вновь занимается изучением природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV — началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе, как к несамостоятельной сфере. В понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения трактует природу так: Христианский Бог как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется. Мировая душа представляется как жизненная сила, благодаря которой природа обретает самостоятельность и не нуждается больше в потустороннем начале, а человек в свою очередь жизнь проводит не в грезах и мечтах, не в молитвах и просьбах к Богу, а в развитии, совершенствовании, радости от своих деяний, поднимаясь с одной ступеньки на другую, более высокую. Прилагает усилия, чтобы быть лучше. Проявляет во всей полноте своё предназначение. Наполняет свою жизнь творчеством, что делает её гармоничной. Творчество обеспечивает прогресс жизни. Каждый человек на самом деле сам творит свою жизнь, поэтому каждому необходимо задуматься об этом и порассуждать о влиянии творчества на свой внутренний мир и внешний тоже, пока не слишком поздно. Тема, действительно, важная в жизни каждого человека. Проявить в творчестве своей жизни во всей полноте своё предназначение.
Человек - одухотворенная личность, которая как бы перенимает творческие функции Бога. Человек - существо, созданное по образу и подобию Бога, но наделенное им свободой воли со всеми последствиями этого «блага».
Личность – человек, делающий сам себя по собственному желанию, как "универсальный человек" и как человек страстей. В нём уживаются противоположности: "высокое" и "низменное", вера и отрицание общепринятой морали, стремление к универсальности и одновременно к самостоятельности и независимости, "фантазии" и расчету.
Творчество – художественное искусство и его реализация в труде, направленное вглубь, на созерцание сущности рассматриваемого объекта, имеющее сакральный характер: человек, созидающий новый мир и вписывающий себя в этот мир, уподобляется Богу.
Свобода – воля человека реализовывать свои потребности, что заложено в самой его природе и не подвластно внешним обстоятельствам.
Возрождение или Ренессанс - историческая эпоха (XV-XVI вв.), характеризующаяся чувством человечности и человеческой индивидуальности, освобождением человеческого разума от устойчивых религиозных догм, возвращением к образам античной цивилизации. Главной движущей силой в ту эпоху были ценностные стимулы. Важные изменения произошли на уровне мировоззренческих и этико-эстетических ценностей и норм. Фактически важными становятся все потребности человека: и материальные, и духовные. Философские размышления касаются наиболее важного для Возрождения вопроса «велик или ничтожен человек?», а философское мышление этого периода характеризуется как антропоцентрическое. Оно должно было сменить доминирующее религиозное представление о сущности, возможностях и достоинстве человека.
Итак, велик или ничтожен человек? Почему именно в эту эпоху возникла идея самоутверждения личности человека? Ответ необходимо искать, во-первых, в характере общественной жизни, в потребностях зарождающегося нового общества, реализация которых потребовала нового человека, «человека-личности», мыслящей, рассуждающей, активной, ответственной, то есть свободной. Во-вторых, идея самоутверждения шла от самого человека как индивида, от его стремления иметь другой образ жизни, другое понимание смысла жизни и своего собственного предназначения с учетом всей своей природной и социальной сущности. Важно было, прежде всего, утвердить свое самостоятельное существование и удовлетворять всё, что он считал важным и нужным лично для себя. С одной стороны, возрожденческий человек считал необходимым удовлетворять свои материальные потребности: хорошо поесть, красиво одеться, иметь удобное жилище, без предрассудков удовлетворять и другие свои физические потребности, что само по себе не должно быть ни запретным, ни греховным. С другой стороны, самоутверждаясь на такой основе, человек все-таки хотел оставаться духовным существом, пусть и вне религиозных и этических норм. Новые ценности возрожденческий человек брал из прошлого, но все прежние высшие начала: Бог, Истина, Прекрасное - снижались до обыденного человеческого отражения, упрощались до обыкновенного житейского понимания. Итак, ответ на вопрос «велик или ничтожен человек», казалось бы, должен быть однозначен. Да, велик. И его величие состоит в его желании быть свободным, в осознании необходимости и свободном поиске возможностей всестороннего совершенствования, и таким образом «творения себя самим» причем физическое совершенство становится такой же целью, как и духовное, а их гармония и есть человеческое счастье. В эпоху Возрождения происходило буквально прямое обожествление человека, абсолютизация человеческой личности со всей ее материальной телесностью. Здесь «работала» идея, что человек исходит и базируется на материальной основе. И поскольку такая жизнь мыслилась личностно-материально, то она была свободна от всяких тяжелых и трудно выполняемых заповедей и норм. Но, не просто свобода человека, а творчество свободного человека становится символом эпохи. Особого внимания заслуживает антропология философа, поэта, политического деятеля Пико делла Мирандола (1443-1495 гг.). Несомненно, главное в философии человека Пико - учение о творении человеком самого себя. Он согласен с христианскими догматами о том, что Бог создал человека по образу и подобию своему и что Бог - существо никем не созданное, но Пико делает вывод, противоположный религиозному: созданный Богом человек должен творить себя как личность, т.е. свободно и без всякого принуждения утверждать себя в Боге, в мире, в вечности. Пико утверждает, что Творец, ставя человека в центр мира, повелел: «... не даем мы тебе, Адам, ни определенного места, ни собственного лица, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанности ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Ты, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя представляю». Следовательно, человек должен сотворить себя как личность и быть творцом своего счастья. В натуралистическом этико-философском учении Мишеля де Монтеня (1533-1592 гг.) против «добродетельной, благопристойной», но довольно сумрачной жизни он выдвигает гуманистический идеал добродетели, которая соответствует природе человека, исходит из познания естества человека и естественных природных и бытовых условий его жизни. Жизнь - явление полностью земное, аскеза бессмысленна - человек должен быть свободен от предрассудков. Монтень отстаивает идею независимости и самостоятельности человеческой личности.
Природа личности человека - некая постоянная, уже данная и неизменимая, биологическая сущность. Но, человек даже в своем внутреннем мире не похож на самого себя. Наблюдая за человеком длительное время, возможно, не поверить, что разные, совершенные им, поступки, действия все исходят от него одного. Человек противоречив. Противоречив сам себе... . Все, что делает и думает человек, свойственно оставаться крайне непостоянным. Представляя человека постоянным, на самом деле, его сущность, природу загоняют в рамки обобщенного образа, что, конечно же, противоречит идеалу человека эпохи Возрождения. И более индивидуально, или даже отличительно то, что человек зачастую сам от себя отличается больше, чем от окружающих его людей. Следовательно, проблема противоречия заключается именно в этом, в самом внутреннем мире индивида. На протяжении долгого времени внутри человека может жить природа, которая долго не даст о себе знать, ровно также, как и не будет знать об этом никто другой. Но при любом подходящем случае, при соблазне, провокации, эта природа может ожить и дать о себе знать, и тогда её придется усмирять, останавливать вовремя её порывы. Говоря о проблеме личности человека, проблеме его природы, важно затронуть тему, как самоутверждение человека. Здесь надо выявить то, что отношение к средневековым догмам стало свободным. Мироощущение человека в эпоху Возрождения стало жизнерадостным, немного поэтическим. Вся природа была наполнена божественными силами, и она понималась именно как божественная. Все эти признаки были определенными условиями к появлению гуманизма. Гуманизма, как единой системе взглядов на морали, на общество и прогресс общества, на отношения. Итак, самая важная проблема, обобщая все сказанное, является проблема противоречия и несоответствия. Тот идеал, кем является сам человек недосказан, не дополнен, не довыполнен... Образ человека не раскрыт до конца, так как слишком грандиозно и красиво отождествляется личность человека.
Рассмотрим в таком случае, что помогло человеку эпохи Возрождения справиться с противоречиями и несоответствиями, добиться прогресса, последствия которого мы ощущаем в современной эпохе. Во-первых, у возрожденческого человека появилась мотивация. Мотивация к действию, движению, развитию появляется в момент осознанности, когда человек видит себя и свои поступки как бы со стороны и задумывается над своей жизнью. Когда человек ясно видит, что делает, зачем и почему именно так. Мотивация есть выбор направления, что лежит в подсознании. Мотивация играет роль катализатора в развитии личности, способствуя пробуждению более высокого человеческого потенциала. Происходят изменения в самооценке и ценностях, что выражается в повышении понимания красоты жизни, внимания к каждому ее данному моменту, принятии себя и других людей такими какие они есть. Мотивация к движению – это путь к освобождению от страхов и ограничений свободы. Мечты и иллюзии превращаются в твёрдое намерение. В действии, движении, развитии открываются новые возможности, которые постепенно вытесняют из жизни все проблемы. Мотивация к развитию и есть найденный смысл жизни. Во-вторых, у возрожденческого человека появилась свобода. Свобода, как высшее состояние и смысл бытия, означает творение своей жизни по собственному выбору. Истинная свобода всегда безгранична. При этом следует отметить, что настоящая свобода неотделима от разумности, разумности телесной организации: физической, эмоциональной, ментальной и духовной. Свобода выбора – решимость иметь – формируется энергией намерения. Понимание свободы выбора не предполагает, что человеком и миром правит случай, не допускает возможности, что выбор диктуется лишь внешними обстоятельствами. Человек – сложное существо, его поведение определяется культурной программой, а это означает, что, делая выбор, он действует как творец, сотворяя причины, намерения тех действий, которые осуществляет. Именно из этого факта ответственности за свои поступки и вытекает необходимость свободы. И, в-третьих, у возрожденческого человека появилась возможность самореализации. Самореализация требует прекращения следования общепринятым стандартам и поиска своего пути. На пути к цели через нужную дверь человеку не может помешать никто и ничто, кроме его самого. А точнее может помешать отсутствие веры и неуверенность. Отсутствие веры в свои возможности наряду с завышенной оценкой сложности внешних проблем приводит к состоянию скованности или оцепенения. Для того, чтобы найти свой путь необходимо просто позволить себе быть собой. Не превозносить и не принижать свои достоинства и недостатки. Позволить себе иметь недостатки, переключив фокус внимания на свои достоинства. Фрэнсис Бэкон утверждал: «Человека лучше всего узнать в трёх ситуациях: в уединении – так как здесь он снимает с себя всё показное; в порыве страсти – ибо тогда он забывает все свои правила; в новых обстоятельствах – так как здесь он покидает все свои привычки.»
В данном эссе был рассмотрен образ человека в философии эпохи Возрождения, проанализирована концепция человека в философии того времени, исследована проблема личности, часто поднимаемая в философии данного периода. Теперь перейдём к выводам. Разобрав философию эпохи Возрождения, остается неизгладимая благодарность за то, что человек был сильно идеализирован, приятное ощущение, осознавая то, что человек всё же занимает важное место в жизни, что многое всё же происходит вокруг него, для него, из-за него. Возрожденческая концепция строится на рационалистическом и натуралистическом подходах к человеку. В ней человек - существо, созданное по образу и подобию Бога, но наделённое им свободой воли со всеми последствиями этого «блага». Она рождена потребностями веры человека в свои собственные силы, в возможности созидания естественной свободной жизни для себя и построения гуманистического общества. Да, вот этот банальный и очевидный вывод был первым результатом моих размышлений. Эти размышления заставили меня поменять свою точку зрения. Раньше я считала, что быть как все, стремиться к общепринятым идеалам — это всегда хорошо. И часто приходила в оцепенение. Мои движения сковывала постоянная жажда держать всё под контролем и соответствовать нормам и эталонам. Это сильно ограничивало мою самореализацию. Я стала искать ответы в своём подсознании, в своем внутреннем мире, опираясь на мотивирующие ценности эпохи Возрождения. Найденные ответы позволят мне продолжать идти своим путём. Таким образом, можно сказать, что сознание и ощущение своего собственного пути являются индикаторами меры успешности реализации моих жизненных планов, проектов и целей (или смыслов человеческого существования), а рассмотрение понятия человека эпохи Возрождения, её философии лишь сделали для меня более очевидным то, чем я живу сейчас, в современную эпоху.
Именно возрожденческий человек получил мощный стимул, с которого начался прогресс... последствия мы ощущаем и сейчас.