Слова "энциклопедия русской жизни" применительно к "Евгению Онегину" всегда казались мне глупостью. А "Горе от ума" - не энциклопедия русской жизни? А "Мёртвые души"? А ремизовский "Пруд"? Какое классическое произведение ни возьми - найдёшь море бытовых подробностей.
Для меня "Евгений Онегин" всегда был о другом - о НЕтоксичных отношениях между мужчиной и женщиной. А это крайне редкое явление что в русской литературе, что в мировой.
Итак, она звалась Татьяной. И полюбила Онегина. Вернее, не самого Евгения, а его выдуманный (и идеализированный!) образ. Онегин повёл себя на удивление здраво. Он не стал смеяться над влюблённой девушкой и не воспользовался ей, как Марк Волохов - Верой, а спокойно объяснил, что романа не будет.
Разумно повела себя и Татьяна. Да, невзаимная любовь - это больно. Но девушка не устроила истерику, не впала в депрессию, а погоревала-погоревала и успокоилась. И правильно: свет на Онегине клином не сошёлся.
Очень жизненный момент - внезапно вспыхнувшие чувства Евгения к Татьяне. Думаю, у многих была такая ситуация, когда чего-то до мурашек хочешь (чтобы кто-то простил, чтобы кто-то полюбил, чтобы взяли на работу в ту или иную фирму и т.д.), но фиг ты это получишь. Зато как только махнёшь на желание рукой, оно сбывается. Вот и в романе Пушкина так.
Кстати, на мой взгляд, Татьяна была симпатична Онегину и раньше. Помните его диалог с Ленским? «Неужто ты влюблен в меньшую?» — А что? — «Я выбрал бы другую». Но о глубоких чувствах со стороны Евгения речи не шло. Со временем он взглянул на Татьяну другими глазами - такое бывает сплошь и рядом. И захотел с ней объясниться.
А она, хоть и понимает, что чувства к Онегину не до конца угасли, поступает очень разумно:
- ...Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Это вам не истеричная и недалёкая Анна Каренина. Та кинулась бы в объятия Онегина, закрутила бы с ним роман, а уже через неделю-другую начала бы страдать, что не такой её любовник и замечательный.
Пушкин показывает нам двух адекватных людей. Онегин и Татьяна спокойно друг с другом объясняются, не прибегая к манипуляциям, угрозам, демонстративным жестам и прочим глупостям из арсенала романтических героев. Жаль только, что мы никогда не узнаем, как потекла жизнь Евгения после памятного диалога в конце романа.
Изображения взяла с Кинориума.