Найти тему

Портреты поэтов, писателей, художников и режиссеров. Новая Третьяковка

1910-1930-е. "Великолепные очевидцы". Москва, Крымский вал, 10, до 25 августа 2024 г. Сходите, не пожалеете.

Два небольших зала, но столько удовольствия. Любимая графика. Самое волшебное для меня искусства. Порой буквально одним штрихом можно передать состояние, настроение. Чудо же!

Видео мало кто посмотрел, я все еще учусь их снимать, вижу, что кое-где камера не успевает фокусироваться, надо, наверное, ставить точку вручную. Но впечатление передает. Напротив, кстати, как раз зал Татлина, где парящий Летатлин, не могла туда не заглянуть (в последних кадрах ролика увидите).

По традиции немного черно-белых кадров. Раз уж я стала снимать цветное видео.

Леонид Пастернак. Портрет А.М. Ремизова. 1923. Бумага верже, уголь
Леонид Пастернак. Портрет А.М. Ремизова. 1923. Бумага верже, уголь
Своеобразную усмешку-улыбку Ремизова отмечали многие. Ариадна Тыркова-Вильямс писала: "Он сутулился, втягивая голову в широкие плечи, на которых висел толстый байковый шарф, Из-под круглых очков тёмные глаза смотрели на меня сбоку, но пристально. На широком, скуластом, азиатском лице ползла не улыбка, только усмешка, приподымавшая углы плотно сжатого, не по росту большого рта". (Из экспликации).

Некоторые экспликации тут - тоже своего рода произведение искусства, подобранные с любовью, ради них особенно стоит сходить на выставку.

Юрий Анненков. Автопортрет. 1920. Картон, тушь, кисть, перо, графитный карандаш
Юрий Анненков. Автопортрет. 1920. Картон, тушь, кисть, перо, графитный карандаш
Кузьма Петров-Водкин. Автопортрет. 1921. Бумага, тушь, перо
Кузьма Петров-Водкин. Автопортрет. 1921. Бумага, тушь, перо
Михаил Ларионов. Н.С. Гончарова. 1915. Бумага, графитный карандаш (слева). Михаил Ларионов. Портрет Н.С. Гончаровой. Конец 1910-х - 1920-е. Бумага желтая, темпера (справа)
Михаил Ларионов. Н.С. Гончарова. 1915. Бумага, графитный карандаш (слева). Михаил Ларионов. Портрет Н.С. Гончаровой. Конец 1910-х - 1920-е. Бумага желтая, темпера (справа)
"Ларионов, очень ценивший талант Н.С. [Гончаровой - Т.П.], ставил ее на первое место, любил говорить о ней, о ее художественных успехах, совершенно замалчивая свои собственные", - воспоминала парижская ученица Гончаровой Татьяна Логинова. Но с таким же пиететом относилась к творчеству Ларионова и Гончарова, его авторитет был для нее непоколебим. Марина Цветаева записала ее слова: "Ларионов - это моя рабочая совесть, мой камертон... Мы очень разные, и он меня видит из меня, не из себя". (Из экспликации)

Юрий Хоровский. В.Е. Татлин. 1982. Бронза
Юрий Хоровский. В.Е. Татлин. 1982. Бронза

Помимо графики - отличная скульптура. Прекрасный деревянный бюст Ремизова работы Анны Голубкиной не получилось, к сожалению, сфотографировать (темно в зале, дрогнула рука).

Вячеслав Клыков. Велимир Хлебников. 1979. Бронза
Вячеслав Клыков. Велимир Хлебников. 1979. Бронза

А это скульптор Вячеслав Клыков, один из очень достойных авторов советского времени, на мой взгляд. У него, как правило, оригинальные работы, не похожие на другие. Помните бодро шагающего коня с развивающейся гривой и хвостом у памятника маршалу Жукову в Москве? Хлебников Клыкова мне тоже понравился.

В экспозиции около 70 графических работ и немного скульптуры. Портреты Маяковского, Мейерхольда, Андрея Белого, Хлебникова, Гумилева, Малевича, Лисицкого, - в общем, перечислять можно долго. Запрятана выставка среди залов искусства начала XX века, вход в здание Новой Третьяковки - основной, с правой стороны здания, если идти к нему со стороны Садового кольца.

Музеи
137 тыс интересуются