Найти тему
Александр Фёдоров

Кронштадт эпохи Л.И. Брежнева

В истории Кронштадта, на мой взгляд, можно выделить четыре 20-25 летних периода, когда происходило его масштабное развитие, а жизнь на острове Котлин существенно улучшалась. Что интересно эти временные отрезки совпадают с эпохами правления Петра I, Николая I, Александра II и Леонида Ильича Брежнева.

Л.И. Брежнев в Кронштадте (1965 год)
Л.И. Брежнев в Кронштадте (1965 год)

Чем же знаменательна эпоха Л.И. Брежнева для Кронштадта? Городская легенда гласит, что перемены в городе начались именно после визита Генерального секретаря ЦК КПСС 11 июля 1965 года. Говорят, что Леонид Ильич был неприятно удивлён, что славный город в таком плачевном состоянии и дал распоряжение привести его в порядок. Очень может быть, что так и было. Роль личности в истории нельзя игнорировать. Но ещё за полгода до визита, в октябре 1964 года, Кронштадт стал районом Ленинграда. Причём самым неблагоустроенным и отсталым. Достаточно перечислить наиболее вопиющие проблемы тогдашнего Кронштадта, чтобы понять какой фронт работ стоял перед городскими властями.

Деревянные дома Кронштадта (фотография 1960-х годов)
Деревянные дома Кронштадта (фотография 1960-х годов)

Ветхий жилой фонд, обилие деревянных домов, печное отопление, булыжные мостовые, дореволюционная канализация, отсутствие газа, нестабильная связь с "большой землей". Первоочередные меры по благоустройству были согласованы с исполкомом Ленгорсовета в мае 1965 года. Как раз накануне исторического визита. Правительственная делегация осмотрела достопримечательности города, побывала на крейсере "Киров", на торжественном заседании в Доме офицеров, и уехала. А в Кронштадте началась большая работа. Что же было сделано за двадцать лет?

Жилищное строительство в Кронштадте (фотография 1970-х годов)
Жилищное строительство в Кронштадте (фотография 1970-х годов)

Фантастическими темпами велось жилищное строительство. За десять лет с 1965 по 1975 годы было построено 174 тысяч кв. метров жилья. По 17 тысяч кв. метров ежегодно. Для сравнения в 1950-е, начале 1960-х годов строилось всего 4-5 тысячи кв. метров в год. Уже в начале 80-х годов в Кронштадте не осталось деревянных домов. Старые, еще дореволюционные дома капитально ремонтировались.

В годе появилось центральное отопление и горячее водоснабжение. Подробно об этом я писал здесь.

Для снабжения Кронштадта питьевой водой и природным газом по дну Финского залива были проложены трубопроводы-дюкеры.

Реконструкция покрытия проспекта Ленина (фотография 1970-х годов)
Реконструкция покрытия проспекта Ленина (фотография 1970-х годов)
Реконструкция Якорной площади (фотография 1970-х годов)
Реконструкция Якорной площади (фотография 1970-х годов)

Городские улицы были покрыты асфальтом. Булыжник (кроме нескольких участков, оставленных для истории) ушёл в прошлое. На Якорной площади было сделано мощение диабазом.

В Кронштадте были построены новые здания общественного назначения - школа, городская больница, кинотеатр, дом бытовых услуг, детские сады, банно-прачечный комбинат, новые пристани.

Строительство городской больницы (фотография 1970-х годов)
Строительство городской больницы (фотография 1970-х годов)
Строительство школы №424 (фотография 1970-х годов)
Строительство школы №424 (фотография 1970-х годов)

Началась реставрация исторических зданий - Морского собора, Итальянского дворца, губернских домов, городских памятников, парков и скверов. Дело, конечно, хорошее. Но многие кронштадтцы до сих пор сожалеют о балюстраде на набережной Итальянского пруда и Петровского парка, а также о башне на крыше Итальянского дворца.

Балюстрада на набережной Итальянского пруда. Ликвидирована во время реконструкции в конце 1970-х годов.
Балюстрада на набережной Итальянского пруда. Ликвидирована во время реконструкции в конце 1970-х годов.

В декабре 1968 года Кронштадт и Ломоносов связали паромы-ледоколы. Теперь жителям города больше не требовалось налаживать ледовые дороги - появилась надёжная зимняя связь с "большой землей". А с 1976 года началось движение скоростных теплоходов "Метеор" между Кронштадтом и Ленинградом, а затем и на линии Кронштадт-Ломоносов.

Паром-ледокол подходит к Зимней пристани Кронштадта
Паром-ледокол подходит к Зимней пристани Кронштадта

И, наконец, 29 октября 1979 года началось строительство грандиозного Комплекса защитных сооружений. Этот проект должен был не только защитить Ленинград от наводнений, но и открыть новую эпоху в жизни Кронштадта. Но, это уже совсем другая история.

Строительство "дамбы" (фотография 1980-х годов)
Строительство "дамбы" (фотография 1980-х годов)