В истории Кронштадта, на мой взгляд, можно выделить четыре 20-25 летних периода, когда происходило его масштабное развитие, а жизнь на острове Котлин существенно улучшалась. Что интересно эти временные отрезки совпадают с эпохами правления Петра I, Николая I, Александра II и Леонида Ильича Брежнева.
Чем же знаменательна эпоха Л.И. Брежнева для Кронштадта? Городская легенда гласит, что перемены в городе начались именно после визита Генерального секретаря ЦК КПСС 11 июля 1965 года. Говорят, что Леонид Ильич был неприятно удивлён, что славный город в таком плачевном состоянии и дал распоряжение привести его в порядок. Очень может быть, что так и было. Роль личности в истории нельзя игнорировать. Но ещё за полгода до визита, в октябре 1964 года, Кронштадт стал районом Ленинграда. Причём самым неблагоустроенным и отсталым. Достаточно перечислить наиболее вопиющие проблемы тогдашнего Кронштадта, чтобы понять какой фронт работ стоял перед городскими властями.
Ветхий жилой фонд, обилие деревянных домов, печное отопление, булыжные мостовые, дореволюционная канализация, отсутствие газа, нестабильная связь с "большой землей". Первоочередные меры по благоустройству были согласованы с исполкомом Ленгорсовета в мае 1965 года. Как раз накануне исторического визита. Правительственная делегация осмотрела достопримечательности города, побывала на крейсере "Киров", на торжественном заседании в Доме офицеров, и уехала. А в Кронштадте началась большая работа. Что же было сделано за двадцать лет?
Фантастическими темпами велось жилищное строительство. За десять лет с 1965 по 1975 годы было построено 174 тысяч кв. метров жилья. По 17 тысяч кв. метров ежегодно. Для сравнения в 1950-е, начале 1960-х годов строилось всего 4-5 тысячи кв. метров в год. Уже в начале 80-х годов в Кронштадте не осталось деревянных домов. Старые, еще дореволюционные дома капитально ремонтировались.
В годе появилось центральное отопление и горячее водоснабжение. Подробно об этом я писал здесь.
Для снабжения Кронштадта питьевой водой и природным газом по дну Финского залива были проложены трубопроводы-дюкеры.
Городские улицы были покрыты асфальтом. Булыжник (кроме нескольких участков, оставленных для истории) ушёл в прошлое. На Якорной площади было сделано мощение диабазом.
В Кронштадте были построены новые здания общественного назначения - школа, городская больница, кинотеатр, дом бытовых услуг, детские сады, банно-прачечный комбинат, новые пристани.
Началась реставрация исторических зданий - Морского собора, Итальянского дворца, губернских домов, городских памятников, парков и скверов. Дело, конечно, хорошее. Но многие кронштадтцы до сих пор сожалеют о балюстраде на набережной Итальянского пруда и Петровского парка, а также о башне на крыше Итальянского дворца.
В декабре 1968 года Кронштадт и Ломоносов связали паромы-ледоколы. Теперь жителям города больше не требовалось налаживать ледовые дороги - появилась надёжная зимняя связь с "большой землей". А с 1976 года началось движение скоростных теплоходов "Метеор" между Кронштадтом и Ленинградом, а затем и на линии Кронштадт-Ломоносов.
И, наконец, 29 октября 1979 года началось строительство грандиозного Комплекса защитных сооружений. Этот проект должен был не только защитить Ленинград от наводнений, но и открыть новую эпоху в жизни Кронштадта. Но, это уже совсем другая история.