Вид с балкона
На заре развития железных дорог путешествие поездом считалось опасным приключением. Чтобы скрасить это путешествие, надо было как-то привлечь пассажиров. Пассажирские поезда того времени состояли из вагонов трех видов: первого, второго и третьего классов. Места в вагонах первого класса — с мягкими сиденьями и вместительными багажными отделениями — были самыми дорогими. За проезд во втором классе — уже не таком престижном — платить нужно было меньше. Билеты третьего класса стоили совсем дешево, но в вагоне было очень тесно, а сидений иногда могло и не оказаться вовсе. Лучше всего на «железке» чувствовали себя королевские особы. Они путешествовали в собственных роскошных поездах. Так, в 1890-х годах английская королева Виктория вояжировала в вагонах с обтянутыми шелком стенами и изысканной мебелью. Известен своей уникальностью по оборудованию и конструкции вагон княгини Евгении Шаховской, на котором крупными золочеными буквами была изящно выписана ее фамилия. А император Франции Наполеон III имел поезд с балконом и отдельным помещением для хранения вин.
Быт телеграфиста
Контролер-механик из военных Верцинский на Николаевской дороге мог многое себе позволять, так как был ставленником генерала Шауфуса, будучи его учителем в кадетском корпусе. На телеграфистов смотрел, как на своих крепостных. Они по очереди обслуживали его хозяйство. Отпуска получали только те, кто угодил ему по хозяйству. В их обязанности входили: чистка сапог, колка дров, доставка стиравшегося белья, няньченье детей. Обедали они у начальника на кухне, что было подспорьем при их жалованье 15 рублей в месяц. Неугодивших он порол домашним образом.
Верцинский завел на квартире ненужную ему сигнализацию для престижа. У звонка висела инструкция к этой сигнализации. Если кто-либо из телеграфистов, видя постоянно настежь открытую дверь, входил в квартиру без звонка, Верцинский воз-вращал его обратно и требовал подачи условных сигналов: по делу или частному вопросу. В зависимости от настроения он решал, принять ли ему посетителя или же отказать. Излюбленным местом его пребывания летом был чердак, где он лежал в гамаке, прикрепленном к стропилам, и там же принимал посетителей. На балконе у него постоянно лежали для нищих три монеты по одной копейке. Ежедневно нищий брал копейку. В случае жадности нищего возвращали с дороги, деньги отбирали и он лишался права получать подаяние в течение нескольких дней.
Телеграфисты по примеру начальства выезжали на учениках, которые были почти на каждой более или менее крупной станции. Дежурный ученик бегал разносить частные депеши и получал «на чай». Деньги у него отбирали и посылали за водкой, которую распивали тут же в аппаратной. В его обязанности входила заварка чая, он обслуживал аппарат, а телеграфист спал; в случае тревоги ученик обязан был разбудить его.
И все это происходило в конце 80-х — начале 90-х годов XIX века. Или же такая картинка начала 90-х годов. Аппаратная, станция Асхабад. Нестерпимый зной. За аппаратом голое тело, сплошь покрытое язвами и завернутое в мокрую простыню. Идет беседа с дорожным мастером, который, затаив месть как неудачливый соперник в любовных делах советует средство — мазь из смеси купороса, сметаны, селитры и пороха. Телеграфист пробует; сначала немеет, глаза делаются стеклянными, а затем подпрыгивает под потолок от боли, схватывает висевшее на стене ружье и направляет ствол на мастера. Тот выскакивает в окно, телеграфист за ним, гонится вдоль пути 5 верст и обратно столько же, разряжает ружье в пространство и в изнеможении падает на пол аппаратной.
Откуда произошла красная шапка начальника станции
Царь Николай I проезжал с инспекцией по Царскосельской железной дороге. На одной из станций он вышел и попросил позвать дежурного по станции. Тот, подойдя к царю, сильно струсил при виде государя.
Получив некий приказ от его величества, стремглав побежал его исполнять. Царь еще что-то хотел сказать исполнителю, но потерял его из виду, так как тот смешался с толпой пассажиров. Рассерженный царь приказал своему адъютанту: «Дайте этому дураку красную шапку, чтобы всем приметен был!» С тех пор все дежурные по станции носят красные фуражки.
Прямо по пословице: «На дураке шапка горит».
На экзамене
Экзамен по физике. Студент благополучно списал и сидит отвечает. Профессор (тыча пальцем в формулу):
— Это что?
— «Це», кажется.
— Что это такое?
— Скорость света.
— Дурак. Это же скобка. Три.
Понравилась – поставьте лайк.