Сегодня решил подробнее рассмотреть старую схему опубликованную в одном из Радио-журналов в разделе "Заочная школа радиоэлектроники".
По схеме сразу видно, что так просто собрать её получится не у каждого. Количество логических элементов образующих цифровую логику этой старинной игры девять штук. Для реализации такой схемы потребуется минимум три микросхемы типа К155ЛА3 (как это указано в легенде к схеме).
В каждом корпусе такой микросхемы находится по четыре логических элемента останавливаться на описании которых нет смысла * читай статью до конца!
Кроме трёх микросхем в этой схеме есть три транзистора и три лампочки накаливания, хотя по дате выпуска журнала можно предположить, что такие электронные элементы как светодиоды уже выпускались промышленностью и продавались в магазинах "Радиодетали".
Не стоит забывать, что для микросхем предусмотрена старинная система защиты по входу из девяти диодов. В первых сериях микросхем К155ЛА3 это было не обязательно, но рекомендовалось для стабильности работы схем с подобными микросхемами.
Да, чуть не забыл о старых добрых резисторах, которых в данной схеме всего три !!! я даже немного удивлен, ведь в самом захудалом усилителе или радиоприемнике резисторов куда больше чем в этой схеме на микросхемах.
Понятно, что такое количество микросхем и деталей навесным монтажем не соединить и придется травить ... но не анекдоты, а печатные платы.
В таком количестве деталей легко позабыть и про важное ....
... я и позабыл про главную деталь, а точнее про шесть главных деталей которыми реализуется интерфейс этой игры. С помощью которых игроки и делают свой выбор: Камень, Ножницы или Бумага.
И БАТАРЕЙКА !
какая схема без батарейки с плюсом и минусом.
А ТЕПЕРЬ О ГЛАВНОМ и ТОЧКА !
Среди моих знакомых связанных с электроникой и электричеством немало тех кто реально увлечен сборкой схем и забавных устройств на базе микроэлектронных компонентов. Считая по головам можно сбиться на первой тысяче, включая в список сослуживцев, соратников, друзей и подчиненных и кулибиных-соседей по гаражу. И ни один из них ни разу не пытался собрать и реализовать такую схему, предложенную "Заочной школой радиоэлектроники" для увлеченного радиоделом юношества.
Кажется мне, что даже авторы этой смелой схемы даже не пытались её осмыслить и реализовать и знаете почему !?! Да потому, что вся электроника в этой схеме лишняя.
Оно конечно интересно, рисовать и травить платы в хлорном железе, писать разводку разведенным лаком по фольгированному гетинаксу, считать ноги микросхемы и путать счет на перевернутой плате. Спаяв "вроде все правильно", недоумевать почему один из световых индикаторов постоянно горит, а другой не включается лишь потому, что , соединенные входами логические микросхемы разных корпусов умудряются обретать ноли и единицы произвольным образом, не будучи подвязанными к земле матушке через резисторы. Да и много еще разных слов можно будет произнести в адрес Авторов этой схемы, прежде чем она окажется на самой пыльной полке так и не заработав.
А ВЕДЬ ЕСЛИ ХОТЕЛОСЬ СДЕЛАТЬ И ИГРАТЬ !?!
то всё можно было сделать гораздо проще.
Кнопки в этой схеме самые простые нефиксируемые, вместо светодиодов могут применяться лампочки, питание хоть от двух пальчиковых батарей, хоть по вашему выбору - не критично.
Всем кому интересно узнать по какой схеме собрана/упрощена эта замечательная схема электронной игры из старого журнала из раздела "Заочная школа радиоэлектроники" могу посоветовать пройти на канал "ДимониКА" "DimoniKA" и своими очами узреть всю простоту реализации алгоритма в виде так называемого механического компьютера или логической машины на контакторах и замыкателях без единого транзистора и микросхем.
Компанец Дмитрий
Владивосток
2024г.
DimoniKA это Искусство Упрощать Электронику и делать её понятной и доступной для всех ДимониКА