Нередко в комментариях к публикациям, посвященным современному цифровому искусству, точнее говоря, сумрачному его сегменту, вы, дорогие читатели, делаете скептическое замечания мол, почему говорите, лишь о «не-наших» художниках?
Исправляемся. Просим любить и жаловать – Марат Закиров, чьи работы ни разу не уступают по качеству и смысловому уровню творениям западных коллег, но при этом обладают особой функцией, так как именно «наше общество» весьма остро переживает проблему «технического прогресса».
Проблема кроется в том, что нам есть с чем сравнивать. Некогда существовавшая обобществленная экономика видела технический прогресс сугубо как позитивное явление, способное улучшить жизнь человека. Однако превалирующая ныне жажда наживы превращает прогресс в угрозу для человека.
То есть можно говорить, что не существует некого отвлеченного «технического прогресса» и связанного с ним «будущего самого по себе». Они могут возникнуть развиваться лишь в контексте. А стало быть, обладать набором полярных характеристик.
В работах Марата Закирова чувствуется влияние образов «Бегущего по лезвию», однако это не дословное цитирование, но некое допущение, которое может быть выражено фразой: «Тем временем где-то в Евразии…»
То есть это киберпанк, но нельзя сказать несёт ли он в себе ярко выраженный антиутопический импульс, либо же в нём всё-таки хорошо скрыт заряд «футуристического оптимизма». Всё зависит от «контекста прочтения». В сюжетном отношении работы находятся в «некой позиции ноль», откуда предложенная в них история может качнуться в любую сторону.
Что ставит перед нами вопрос об ответственности за «наше будущее». Как пелось в одной известной советской песне: «А сегодня что для завтра сделал ты».