Биография Дивьянка Турахия: программиста, бизнесмена, миллиардера, инвестора
“Идеального времени не бывает. Все время идеальное. Самое важное – начать.” (с) Дивьянк Турахия
*Вы читаете материал, который выложен в нашем паблике в Gem Space. Подписывайтесь, чтобы узнать о великих визионерах, инвесторах, компаниях, проектах!*
Дивьянк “Див” Турахия – один из самых молодых миллиардеров Индии, самостоятельно заработавших состояние. Он трудится практически без отпусков и перерывов почти 30 лет, перемещаясь между Дубаем, Кремниевой Долиной, Дели и Шеньженем, и часто говорит, что делает то, что любит, ведь деньги ему уже не нужны. И хотя он – наиболее яркая и публичная фигура в деловом тандеме братьев Турахия, являющихся символом инноваций и предпринимательского духа в динамично развивающейся сфере технологий, речь сегодня часто будет заходить и о старшем брате Дивьянка, Бхавине, без которого успех был бы невозможен.
Будущий миллионер – не из трущоб
“Если вы хотите что-то попробовать, обязательно пробуйте, потерпеть неудачу – это нормально.” (с) Дивьянк Турахия
Дивьянк Турахия родился 29 января 1982 года. Когда он был маленьким ребенком, его семья переехала в Мумбай, где отец нашел место бухгалтера в небольшой транспортной компании. Мумбай – один из экономических центров Индии и город, в котором расположены самые большие кварталы печально известных на весь мир трущоб. Семья Турахия не была бедной, но обеспеченной ее тоже было назвать сложно. Долгое время она обитала в крохотной квартире. Дивьянк делил комнату со старшим братом Бхавином и младшей сестрой.
Дивьянк, как и его брат, обожал компьютерные игры. Он начал придумывать и создавать собственные в возрасте семи лет, когда прочитал подаренный отцом учебник. Одной из написанных мальчиком игр была стратегия, в которой игроку предлагалось построить бизнес с нуля после предательства делового партнера. В школе он делал за других ребят задания по информатике и так зарабатывал карманные деньги, создал сайт учебного заведения и что-то наподобие внутреннего мессенджера. В 1995-м, когда в стране стал возможен доступ в интернет частным лицам, он занялся разработкой сайтов для местных предприятий.
Когда Дивьянку исполнилось 14 лет, он был уже опытным веб-консультантом, администрировал сайты и занимался вопросами интернет-безопасности. Бхавин же управлял собственным сайтом вакансий и связывал работодателей и соискателей. Среди клиентов Дивьянка была даже торговая ассоциация технологических предпринимателей Nasscom. Юноша помог наладить временное интернет-подключение для конференции с Нью-Йорком. Впоследствии, каждый раз, когда у какой-либо компании возникали проблемы с интернетом, ассоциация отправляла ее к Турахия.
В 1998-м братья приобрели персональные компьютеры, подключились к сети, и из общей спальни Дивьянк писал сайты и налаживал электронную почту для нескольких крупнейших компаний страны. Стоит добавить, что параллельно молодой человек учился в колледже, который вскоре бросил на втором курсе, так как, по собственным уверениям, просто выучил всю программу наперед.
Стартап за $500
“Работать с Дивом – одно удовольствие. Мы думаем одинаково во многих аспектах. Он самый хладнокровный парень, которого я знаю. Я могу рассчитывать на него лично и в работе. Мы безумно доверяем друг другу.” (с) Бхавин Турахия
Дивьянк устал заниматься консалтингом, он хотел большего – собственный бизнес. Но чем заниматься? Тем, что знаешь и умеешь – интернетом. Учитывая, что к “всемирной паутине” в почти миллиардной Индии в то время были подключены менее 50 тыс. пользователей, идея вроде бы не сулящая прибыль. Но Турахия верил, что прогресс не остановить, и поэтому вместе с братом принялся изучать книги по предпринимательству и биографии богатейших людей мира. Особенно Дивьянка вдохновляла история Билла Гейтса, о котором он прочитал все, что нашел – 11 книг.
Ангелом-инвестором выступил отец Дивьянка и Бхавина. Он дал сыновьям $500 (примерно 25 тыс. рупий), что было довольно крупной суммой для семьи со скромным достатком. Ребята арендовали сервер в США и открыли стартап Directi Group, предоставляющий услуги веб-хостинга (хранение данных сайтов). Первыми клиентами были компании, с которыми работал Дивьянк, в том числе Nasscom, и одна из партий конгресса. Они вернули деньги отцу в течение месяца и арендовали еще несколько серверов.
Бизнес быстро рос, для его продвижения братья начали продавать доменные имена, а затем и вовсе приобрели собственный регистратор доменов. В 18 лет Дивьянк стал миллионером, правда, только формально, так как всю прибыль вкладывал в дело. Себе он позволил маленький хэтчбек Hyundai Santro, первый в его жизни личный автомобиль, хотя отцу вместе с братом подарил джип Mahindra Scorpio. А вот когда ему исполнилось 20 лет, младший Турахия стоил уже несколько десятков миллионов и совершил первую роскошную покупку – Porsche Boxster S, стоимостью $220 тыс. На этой роскошной спортивной машине он ездил в колледж, куда вернулся, так как его мать настояла, чтобы Дивьянк получил диплом.
До 2005-го братья управляли Directi Group вместе. Это было уже масштабное предприятие, в сферу деятельности которого входили не только предоставление услуг хостинга и регистрация доменов, но и социальная сеть, сервис обмена сообщениями, платформа для совместной работы, фирма-разработчик и продавец ПО для создания и публикации контента. Бхавин получил премию “Предприниматель года” от Национального института развития предпринимательства. Стартап занял 10 место среди самых быстрорастущих в Индии и 147-е среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Бизнес работал на автомате, Бхавин занялся инвестициями. Дивьянк, который возглавлял в том числе, к примеру, Radix, управлявший такими доменами как .online, .store и .tech, заинтересовался интернет-рекламой.
Media.net – вперед, на рынок рекламы
“Я думаю, что у многих людей есть драйв, у многих людей есть любопытство, и оба эти качества очень важны для достижения успеха.” (с) Дивьянк Турахия
Дивьянк видел, что интернет-реклама приносит огромные деньги. Он начал изучать ее и понял, что опоздал. Google и AdSense работали на рынке уже 5 лет и конкурировать с ними не было смысла. Но бизнесмен все же увидел возможность. Он прочитал все, что было написано об AdSense. Как компания зародилась, чем занималась, как произошло слияние с Google. Турахия выяснил, что изначально фирма разрабатывала технологии контекстного таргетинга (показа рекламы по ключевым словам) на неразвитых доменах. Он решил заняться тем же.
В 2011-м он предложил Yahoo!, с которой эпизодически сотрудничал, сделать для поисковой системы то же, что AdSense сделал в свое время для Google – настроить ПО, предлагающее человеку рекламные ролики, связанные с тематикой страницы, которую он просматривает. Руководство Yahoo! предложение отвергло по причине дороговизны и сложности – у компании уже были проблемы. Но Див настаивал. Он предложил пробную версию и она сработала – ролики, попавшиеся на глаза в нужном месте, привлекли клиентов. Рекламодатели были довольны.
В следующем году Media.net (так называлась возглавляемая им медиа-компания, входящая в группу компаний Directi) подписала с Yahoo! эксклюзивный договор, согласно которому не имела права предоставлять услуги Goggle или еще как-либо сотрудничать. Взамен компания получала право официально везде соотносить себя с интернет-гигантом. Yahoo! несколько раз (известно о трех), пыталась приобрести Media.net, но две сделки не состоялись, так как Турахия не соглашался. Последняя попытка, предпринятая в 2015-м, провалилась, так как компания, погрязшая в глубоком кризисе, встала на путь сокращения расходов.
Контракт был расторгнут, но Див всерьез задумался о продаже Media.net. Он отправил запросы в несколько европейских и американских компаний и фондов, но счел их предложения неудовлетворительными. В 2016-м группа инвесторов из Китая, возглавляемая владельцем телекоммуникационного холдинга Beijing Miteno Communication Technology Чжан Чжи Юном, сделала достойное предложение – $900 млн. Сделка состоялась, переведя Дивьяна и Бхавина в статус миллиардеров с учетом остальных активов Directi. Это была третья по величине цена, когда-либо заплаченная за стартап в области рекламных технологий. Див управляет ей по сей день под руководством китайских владельцев. Его состояние эксперты оценивают в $1,3 млрд.
Предприниматель также занимается инвестициями не только в развитие собственной империи, но и в технологические компании. Однако, как инвестор, Дивьянк гораздо осторожнее, чем как бизнесмен. Он предпочитает вкладывать деньги не на начальных этапах, но в уверенных раундах серии В или С.
Утереть нос Леди Гаге
“Счастлив ли я? Да, безусловно. Если бы я не был счастлив, я бы этого не делал. Мне не нужны деньги.” (с) Дивьянк Турахия
Бизнесмен руководит своей частью группы компаний Directi и Media.net, часто выступает с лекциями на технологических конференциях и в таких престижных университетах, как Стэнфорд, Гарвард, MIT. Он постоянно в пути, спит урывками и ни разу не брал отпуск. Но его жизнь – отнюдь не только работа. Дивьянк ведет жизнь классического миллиардера “старой школы”. Водолазкам и шортам он предпочитает дизайнерскую одежду, скромной Toyota Prius – лимузины и гоночные автомобили. Турахия владеет самолетом Cessna и одно из его хобби – выписывание на ней фигур высшего пилотажа.
Большую часть времени Дивьянк проводит в США, а его брат и партнер Бхавин в Индии. Каждый ведет свою часть бизнеса, которые не пересекаются. Братья по-прежнему очень близки, постоянно общаются, делятся новыми идеями и планами, вместе отмечают праздники. Они совместно владеют недвижимостью в Мумбае, ОАЭ, Лос-Анджелесе, но домом для удобства считают Дубай, а когда приезжают в Европу – могут снять целый этаж в самой дорогой гостинице. Так было в Дублине, когда Див перекупил апартаменты, которые бронировала певица Леди Гага. На празднование своего дня рождения он устроил праздник на швейцарском курорте Ледерхозен. Угощение для гостей готовил повар, отмеченный звездой Мишлен.
Дивьянк пока не женат, но известно, что он несколько раз состоял в продолжительных отношениях, из которых ничего не вышло, так как на первом месте для него стоит работа и просто не хватает времени. Но в перспективе бизнесмен планирует обзавестись семьей, возможно, когда немного снизит темп. Также он собирается в будущем заняться благотворительностью в сфере образования, но только лично, так как считает, что его участие в делах – гарантия успеха.
Самонадеянно? Возможно. Но Дивьянк Турахия доказал, что можно практически с нуля построить миллиардный бизнес. Продолжать делать то, что любит, и наслаждаться этим – так бизнесмен видит свое ближайшее будущее. А когда придется сделать остановку – покажет время.
Еще почитать:
Спасибо за 👍👍👍 и подписку, заходите к нам ещё. А если вам нравится, что мы пишем – установите суперапп Gem Space, там еще много интересных каналов, которые ведут наши пользователи!