Найти в Дзене

Краткий экскурс в современную архитектуру Вены - Часть 3

Оглавление

Мы продолжаем знакомить читателей с разнообразием современной архитектуры Вены, для чего и предлагаем их вниманию наш мини-путеводитель, в котором представлены 15 современных и весьма оригинальных архитектурных проектов, демонстрирующих инновационную, но по-прежнему весьма разнообразную архитектуру Вены.
Начало мини-путеводителя см. здесь -
Часть 1 и Часть 2

13. Библиотека и учебный центр Венского экономического университета

Новая библиотека и учебный центр возвышаются в виде многоугольного блока в центре нового университетского кампуса. Внешний облик ООО характеризуется двумя элементами контрастных цветов, разделенными стеклянным швом. В главном блоке здания расположены зона обслуживания, учебный центр и экономическая библиотека, а в меньшем блоке расположены службы поддержки студентов и управление библиотекой.

От главного входа посетители могут пройти прямо в центральный зрительный зал, который одновременно выполняет функцию большого атриума, залитого естественным светом. Система пандусов ведет из зрительного зала ко входу в библиотеку и центральным службам первого этажа. Зоны безопасности и раздевалки расположены в мезонине внизу.

Посетители могут попасть в библиотеку и офисы управления студентами по пандусам и лестницам, поднимающимся вверх с первого этажа. Различные зоны верхних этажей соединены платформами, мостами, террасами и галереями.

Более подробную информацию о проекте можно прочитать ЗДЕСЬ

14. Департаменты права и центрального управления Вены

Новый кампус WU был спроектирован компанией BUSarchitektur ZT Gmbh и включает в себя здания Zaha Hadid Architecture, студии Хитоше Абэ, Estudio Carme Pinos SL, NO.MAD Architects и BUSarchitektur ZT Gmbh.

Эта группа зданий длиной 200 метров извивается с запада на восток серией ярких полос, которые оживляют часто серое небо венского района Пратер. Они раскладываются, образуя ряд крышных настилов, изгибаются и выдвигаются, создавая «солнечные уголки», а иногда их используют для создания балконов для курильщиков или других людей, которым нужен перерыв.

Здание спроектировано с учетом твердого убеждения его создателей, что оживленное и успешное здание должно иметь просторные и привлекательные внутренние пространства, которые представляют собой не просто помещения для семинаров или офисы, а места, где можно «тусоваться», и хотелось бы остаться после занятий.

Снаружи кампус покрыт слоем жалюзи из натурального дерева, которые частично защищают от солнца, а также действуют как отрывистый фон для полосатости зданий в целом. Некоторые наблюдатели называют это своего рода «дизайнерской щетиной». Общий профиль намеренно вдохновлен формированием ландшафта, который со временем будет наполнен растительностью.

Более подробную информацию можно прочитать ЗДЕСЬ

15. Необычные здания, созданные из старых газгольдеров

Исторически в Вене имелись четыре газгольдера, построенные в рамках муниципального газового завода в период с 1896 по 1899 год. Они расположены в 11 округе (Кипящий) рядом с газовым заводом Gaswerk Simmering. Использовались они для снабжения Вены "Городским газом", оборудование для производства которого ранее поставила английская фирма Inter Continental Gas Association (ICGA). Каждая из четырех конструкций содержала цилиндрический телескопический газгольдер объемом около 90 000 м3 (3 миллиона кубических футов), установленный в водоеме. Этот газгольдер был окружен фасадом из красного кирпича. Каждое из кирпичных сооружений имело размеры: 70 метров (230 футов) в высоту и 60 метров (200 футов) в диаметре.

Что такое "Городской газ"? Уголь подвергался сухой перегонке, и получаемый из него при этом угольный газ хранился в этих самых газгольдерах (контейнерах) до того момента, как был распределен по городской газовой сети. "Городской газ" первоначально использовался только для уличных фонарей, но в 1910 году его начали использовать для приготовления пищи и отопления в частных домах. Использовались газгольдеры с 1899 по 1984 год.

После перехода с городского газа на газ природный в период с 1969 по 1978 год три газгольдера больше не использовались и были закрыты. Полностью все четыре сооружения были выведены из эксплуатации в 1985 году. В наше время сооружения нашли новое жилое и коммерческое применение - сохранились только кирпичные наружные стены.

Одной из отвергнутых идей плана реконструкции, был план архитектора Манфреда Вехдорна - использовать газометры под отели для запланированной Всемирной выставки в Вене и Будапеште. Решение нашли более интересное.

Вена провела реконструкцию и возрождение охраняемых памятников и в 1995 году предложила идеи для нового использования сооружений. Выбранные проекты архитекторов Жана Нувеля (газометр A), Купа Химмельблау (газометр B), Манфреда Вехдорна (газометр C) и Вильгельма Хольцбауэра (газометр D) были завершены в период с 1999 по 2001 год. Каждый газометр был разделен на несколько зон для проживания: квартиры - на верхних этажах, офисы - на средних этажах, развлечения и покупки (торговые центры) - на нижних этажах. Уровни торгового центра в каждом газометре соединены с другими небесными мостами. Историческая внешняя облицовка газгольдеров была сохранена. 30 октября 2001 года состоялось официальное торжественное открытие реконструированных газгольдеров, хотя люди начали заселяться в них еще в мае 2001 года.

Сегодня внутренние помещения включают музыкальный зал, кинотеатр, студенческое общежитие и муниципальный архив. Здесь около 800 квартир, две трети из которых находятся в исторических кирпичных стенах (всего в них обитает 1600 постоянных арендаторов), а также около 70 студенческих квартир.

15. Карл-Маркс-Хоф - самый длинный дом

Карл-Маркс-Хоф (нем. Karl-Marx-Hof - дословно "Двор Карла Маркса") — один из самых известных муниципальных жилых домов в Вене, расположенный в Хайлигенштадте в Дёблинге, 19-м районе города. Дом был построен в 1927—1930 годах архитектором Карлом Эном. Длина Карл-Маркс-Хофа составляет 1100 м (0,68 мили), так что он является одним из длиннейших жилых зданий в мире (длиннее него, например, дом в Волгограде по улицам Грамши и Николая Отрады). И растянулся Карл-Маркс-Хоф на целых четыре остановки трамвая.

В 1924—1930 годах в Вене, помимо Карл-Маркс-Хофа, было построено немало муниципальных домов, комплексов и целых микрорайонов. Среди них есть и «почти однофамилец» — Карл-Марк-Хоф (Karl-Mark-Hof), также расположенный в Дёблинге, но названный в честь венского муниципального деятеля - доктора Карла Марка.

Карл-Маркс-Хоф был построен на участке, который до 12 века находилась под водами Дуная. К 1750 году все, что осталось от водной стихии - это бассейн с водой, который был осушен по приказу императора Священной Римской Империи Иосифа II. Затем в этом районе были построены сады, но они были снесены венским городским советом, затем в период "Красной Вены" правящая Социал-демократическая партия Австрии решила освободить это место для возведения Карл-Маркс-Хоф, строительство которого финансировалось за счет специального налога.

Карл-Маркс-Хоф был построен между 1927 и 1930 годами архитектором Карлом Эном - последователем Отто Вагнера. В нем было 1382 квартиры (площадью 30-60 м каждая). Здание было рассчитано на проживание примерно 5000 человек и включало в себя прачечные, бани, детские сады, библиотеку, кабинеты врачей и бизнес-офисы. По сути - это социальное жильё, которое в 20-х-30-х годах активно строилось в Вене, чтобы обеспечить дешёвыми квартирами рабочий класс. В бытовом плане главное неудобство этих квартир состоит в том, что ванных комнат там нет: душевые оборудованы в коридорах или на кухнях (напоминает некоторые советские памятники конструктивизма).

В 1934 году во время Февральского восстания дом был опорным пунктом восставших и серьёзно пострадал - армия помимо стрелкового оружия применила артиллерию. Во время аншлюса Карл-Маркс-Хоф был переименован в Хайлигенштедтер Хоф, но в 1945 году получил свое первоначальное название. Поврежденное тяжелой артиллерией здание было отремонтировано в 1950-х годах. Серьёзное обновление оно пережило в период с 1989 по 1992 год.

16. Виадуки Шпиттелау

Участок шириной 20 метров между дорогой и каналом, вдобавок разрезанный пополам виадуком метро, многими считался непригодным для строительства. Архитектор - всем известная Заха Хадид - спроектировала здание над виадуком. Это был второй по счёту реализованный проект молодого архитектора Захи Хадид — жилой комплекс Spittelau Viaducts (1994—2005). Весь дом буквально напичкан интересными решениями: сквозь него идет эстакада с пешеходной дорожкой, а под ним по всей длине здания расположена линия метрополитена, выходящая на поверхность земли прямо из-под здания.

К сожалению, нам с Вами теперь уже не дано узнать была ли Заха Хадид по прошествии многих лет довольна реализацией одного из первых своих проектов. Наверное, не совсем. Ведь многое из задуманного так и не было не сделано. Проект начинался как жилой комплекс для творческих личностей, продолжался как просто элитное жильё, а закончился как... студенческое общежитие. В результате апартаменты разделили на комнатушки, а на на стеклянной крыше и отделке наружных стен сталью... сильно сэкономили. И в результате построенное здание получило неофициальное звание "Самого дорогого общежития".

И тем не менее, даже те, кто не любит архитектурный стиль деконструктивизм в целом, работой архитектора Захи Хадид в стиле деконструктивизм под названием жилой комплекс Spittelau Viaducts почему-то восхищаются. И считают этот дом одним из самых красивейших, лучших и совершенных домов в мире.
Жилой комплекс Spittelau Viaducts уникален тем что в его архитектуре совмещаются несовместимые и противоположные черты — в нем совмещается симметрия и асимметрия, прямые и непрямые линии, строгие и нестрогие формы, простота и сложность, резкость и плавность, четкость и неопределенность, гармония и дисгармония, баланс и дисбаланс. Ведь совместить (не смешать) несовместимое очень сложно, и тот, кому это удалось, может по праву считаться гением.

________________________________________

Хотите регулярно читать интересные статьи на тему деревянной (и не только!) архитектуры и строительства - подписывайтесь на наш канал.