Найти тему

Почтовая открытка из прошлого

25 марта отмечается День рождения почтовой открытки.

Появление во второй половине XIX века, а затем и быстрый общемировой рост популярности иллюстрированных открытых писем сопровождался формированием разных тематических жанров этих почтовых отправлений, в том числе, с середины 1890-х годов, видовой открытки. Этим термином принято называть ту разновидность иллюстрированных открыток, на лицевой стороне которых размещена фотография или несколько фотографий.

После 1904 года издание фотооткрыток в России переживает период расцвета: быстро растет количество издательств, занятых их выпуском, расширяется репертуар, появляется специализированная периодика. Как пишет один из ведущих исследователей российской фотографии:

«перечислять именно фотографов, выпускавших фотооткрытки, совершенно бессмысленно. Они работали «от столиц до самых до окраин», число выпущенных фотооткрыток, по разным подсчетам, приближается чуть ли не к миллиарду экземпляров» (Попов А.П. Из истории российской фотографии).

Одной из распространенных разновидностей видовой открытки в России стали карточки с изображением дворянских усадеб. Их значение как исторического источника по истории усадебных архитектурно-парковых ансамблей и интерьеров трудно переоценить.

Насколько часто до революции 1917 года фотографировали те или иные усадьбы, утверждать затруднительно, однако, без сомнения, одной из излюбленных усадеб было подмосковное Архангельское – знаменитая усадьба, в тот период принадлежавшая семейству князей Юсуповых. С первой четверти XIX века она входила в число самых известных достопримечательностей ближнего Подмосковья. До 1917 года вышло не менее трех серий открыток, посвященных Архангельскому.

-2

Наиболее крупной и представительной является серия карточек, изданных в фототипии известного московского фотографа Петра Петровича Павлова. Выходец из крестьян Олонецкой губернии, Павлов с 1880 года работал в знаменитом московском фотоателье «Шерер, Набгольц и Кº», а затем в 1891 г. открыл свое фотоателье. Одним из первых, еще в конце XIXвека, Павлов начал систематическую и крупномасштабную съемку достопримечательных мест России, главным образом Москвы и Подмосковья. Таким образом, к моменту создания серии фотооткрыток с видами Архангельского Павлов был уже зрелым мастером, в том числе в видовой съемке. Сегодня фотооткрытки, изготовленные в фототипии Павлова имеются едва ли не во всех музеях России и широко представлены в частных коллекциях и на антикварном рынке.

-3

Серия с видами Архангельского состоит из 25 открыток, из которых 18 – виды парка и архитектурных памятников и 7 – интерьеры Дворца и Театра Гонзаги. Время создания серии точно установить не удалось, но по ряду признаков можно уверенно утверждать, что она создана в интервале между 1910 и 1914 годами. Таким образом, она вполне может быть самой ранней из известных серий с видами Архангельского. Благодаря высоким художественным достоинствам, особенностям оформления и полноте отображения усадебных видов и объектов серия легко узнаваема и хорошо известна.

Оборотная сторона всех карточек оформлена в целом одинаково и не содержит сведений об изображении на лицевой стороне. Вдоль левого поля особым декоративным шрифтом, сильно отличающимся от тех, которыми нанесены остальные надписи, напечатаны сведения о месте издания: «Фототипiя П. Павлова». На лицевой стороне всех фотографий имеется надпись «Архангельское. Кн. Юсупова». Только на пяти видовых фотографиях надпись нанесена непосредственно на изображение (на небо) и располагается в верхней части; в остальных же случаях для надписи выделены белые поля.

Также на всех интерьерных фото в одну строку с общей надписью («Архангельское…») приведены выровненные по правому краю названия залов, а на четырех видовых – названия запечатленных объектов. В случае с театром Гонзаги как для общего вида, так и для интерьерного фото использовано единое название – «Театр».

Большая часть открыток посвящены парку. Около половины фотографий вполне традиционны по ракурсам и точкам съемки, но в ряде случаев мастер проявил изобретательность в выборе ракурсов и использовал сложное подъемное оборудование, позволявшее делать снимки регулярного парка с высоты нескольких метров от поверхности земли. В число достойных внимания видов попали также церковь Михаила Архангела и недавно созданная Пушкинская аллея, Римские ворота.

Едва ли не первым Павлов сделал снимок регулярного парка с бельведера Дворца, что позволяло еще более отдалить линию горизонта и увеличить перспективу. А также более зримо и выигрышно представить визуальную границу между высокими и «дикими» лиственницами по сторонам верхней террасы и стриженными низкими деревьями регулярной части парка. Впоследствии эта видовая точка станет для фотографов одной из излюбленных. Также Павлов был, пожалуй, единственным, кто сделал фото одной из аллей по всей ее длине: от подпорной стены до оранжерей.

Из интерьерных снимков нельзя не выделить фото библиотеки в бывшем зале Тьеполо. Перенесенная со второго этажа Дворца в новые шкафы, изготовленные по примеру тех, что находились в соседней усадьбе Никольское-Урюпино, библиотека, ненадолго, приобрела новый статус – стала частью парадного образа усадьбы.

Фотоателье П.П. Павлова действовало некоторое время и после революции. После смерти основателя в 1924 г. оно прекратило свое существование.