Глава 13
13 лет назад
Полина
Малыш вырывается у меня из рук и несётся по коридору, когда видит, как из лифта выходит его отец. Он подхватывает ребёнка и крепко прижимает к себе. Улыбаюсь, глядя на них – оба взволнованные, тревожные. Как же мне хочется, чтобы у этой маленькой семьи всё было хорошо!
Вскоре, наконец, открывается дверь хирургического отделения, выходит врач.
– Операция прошла успешно. Не волнуйтесь.
– Спасибо, доктор. Огромное спасибо! – он хватает хирурга за руку и трясёт так, что она, того или гляди, отвалится.
– Не переживайте, скоро её переведут в послеоперационную палату.
Не знаю, сколько бы я наблюдала за этой сценой, но слышу голос рядом:
– Пойдём.
Это Алексей Петрович.
Мы покидаем больницу, садимся на автобус и едем домой. Оказывается, это удобно, когда живёшь с кем-то по соседству: на улице очень поздно, и тебя никому не надо провожать по темноте. Пока едем, я с улыбкой вспоминаю всё, что случилось за этот день. Да, именно с улыбкой, хотя там были неприятные и даже драматичные моменты. Но ведь всё так замечательно завершилось! Мы спасли беременную женщину.
Учитель сидит на другом ряду чуть впереди. Вижу, как он раскрыл ладони на своих коленях. Кажется, внимательно их рассматривает. Интересно, зачем? Я думаю о том, что он сегодня проявил себя, как настоящий мужчина и прекрасный врач. Вон как быстро во всём разобрался! Правда, не без помощи отца, которому звонил. Но я же так мало о нём знаю! Может, так и надо было? Ведь врачи консультируются друг с другом. Интересно, а почему Алексей Петрович стал учителем? Мне кажется, ему в хирургии самое место. Ну, или в терапии.
Приезжаем, прощаемся и идём каждый в свой дом. Я тихонько снимаю обувь, захожу внутрь. Крадусь в комнату бабушки. Она уже спит. Как всегда, лежит на спине, закинув руки за голову. Улыбаюсь ей, потом быстро готовлюсь ко сну. Я так взволнована, что даже есть совсем не хочется. Когда ложусь, то слышу в голове проникновенный голос того мужчины, который второй раз стал отцом: «Спасибо, доктор. Огромное спасибо!»
Только… на месте того хирурга представляю… себя. Это меня он благодарит.
– Что вы! – улыбаюсь в ответ. – Это все благодаря моему учителю.
– Как вас зовут? – вдруг спрашивает мужчина.
– Что?
– Я хочу назвать дочку в вашу честь, чтобы она стала такой же, как вы, и помогала окружающим.
Смущённая и, кажется, покраснев, отвожу взгляд. Малыш, держа папу за руку, мне весело улыбается. «Надо будет завтра бабушке непременно рассказать, как и что сегодня было», – думаю перед тем, как заснуть.
***
Алексей Петрович
Это сегодняшнее происшествие… Оно всколыхнуло в нём целую бурю чувств и мыслей. Вернувшись домой, он зашёл в интернет, отыскал там видеозапись одной полостной операции и стал внимательно рассматривать. По ходу начали возникать вопросы. Тогда подошёл к шкафу, вытащил оттуда несколько папок, оставшихся ещё со времён обучения в университете, и стал искать ответы.
Можно было и там же, в интернете поискать. Но далеко не всякую литературу там можно найти. А вот лекции, распечатки из медицинских журналов, – да, это поистине прекрасный источник знаний для тех, кто занимается всерьёз, но уже имеет хорошую теоретическую подготовку. Пока Алексей смотрел видео, у него в голове складывалась мозаика из действий: включи любой фрагмент, сразу станет понятно, на каком этапе хирурги.
Это открытие обрадовало мужчину. «Значит, я не всё ещё забыл! Помнят руки-то!» – радостно подумал он.
***
Полина
Проснулась в пять утра и не могла заснуть. Впервые в жизни, кажется, стала испытывать угрызения совести. Да ещё такие сильные! Кончилось тем, что буквально к открытию поехала в тот торговый центр, что неподалёку от школы. Зашла в музыкальный магазин.
– Добро пожаловать! – воскликнул продавец. Но, когда узнал меня, произнёс разочарованно. –А это ты.
В его глазах читалось две фразы. Первая: «Лучше бы такие, как ты, сюда вообще не приходили». Вторая – «Может, всё-таки стоит вызвать охрану?»
Кладу купюру на прилавок.
– Это чего? – спрашивает он.
– Простите меня. Это деньги за диск. Я хочу начать жить с чистого листа, но это невозможно, если сначала не заплачу за диск.
– Я не могу их принять, – качает мужчина головой.
– Он стоит дороже?
– Отдай деньги своему учителю. В тот день он снова зашёл, вернул диск и заплатил за него. Сказал, что нашёл его неподалёку.
Почему я счастливая бегу обратно? Потому что у меня чудесное-распрекрасное настроение! Залетаю в соседний двор, бегу к дому. Стучу, предвкушая встречу, да только вот… никто не открывает почему-то. Уже думаю расстроиться, как вдруг Алексей Петрович показывается на пороге.
– Что случилось? – спрашивает он.
– Я хотела кое-что сказать.
– Говори.
– Можно войти?
– Нет у меня бардак в комнате.
Бросаю любопытный взгляд за его спину и вижу, что весь пол буквально усеян бумагами, книгами, журналами.
– Ух ты! – вырывается у меня. – Вот это уж точно бардак, – быстро сбрасываю кроссовки и захожу внутрь без приглашения, провожаемая удивлённым взглядом. Сажусь на корточки и беру одну из книжек. Она оказывается каким-то медицинским справочником.
– Что ты делаешь? – интересуется учитель.
– Хочу прибраться.
– Положи на место. Ничего не трогай, – его голос становится строже. – Это только кажется, что здесь бардак. А на самом деле здесь порядок. Я ненавижу, когда трогают мои вещи.
Кладу книжку обратно на пол.
– Молодец. В чём дело? Зачем пришла? Хочешь подружиться? – он вольготно располагается в кресле.
– Да, я считаю, что вы крутой, – поскольку другого места нет из-за беспорядка, сажусь на пол, расчистив себе немного места.
– Да уж, ты говоришь в лоб, что думаешь.
– Врачи зарабатывают больше, чем учителя. К тому же быть врачом престижнее. И всё равно вы выбрали профессию учителя. Почему это?
– «Почему это?» – передразнивает Алексей Петрович. – Почему же? – переадресует мне вопрос.
– Я правда не понимаю. У вас кругом одни только книги по медицине. Думаю, вам по-прежнему нравится быть врачом. Точно! Вас уволили! – догадываюсь, щёлкнув пальцами.
– Я сам ушёл, – с улыбкой отвечает учитель.
– Почему?
– Я никогда не переставал быть врачом. Преподавание – это своего рода расширение сферы деятельности.
Смотрю на него задумчиво и признаюсь:
– Ладно, я всё равно не до конца поняла. Но поехали дальше. Вы сказали, что эмоции рождаются в мозгу. Где вы это услышали?
– Это я сам придумал.
– О, ясно, как круто! Вы ещё что-то говорили про лимбическую систему мозга. Звучало очень заумно.
– Видимо, я тебя впечатлил, – смеётся Алексей Петрович. – Хочешь написать мою биографию?
– Мне 18 лет, я не могу всё время так жить. Скучно, – отчего-то и меня потянуло на откровенность. – Раньше я не могла найти причину жить иначе, хотя и очень хотела. Но теперь нашла.
– Что же это за причина?
– Хочу, чтобы моя бабушка жила в комфорте.
– М-м-м… В комфорте. Для 18-летней ты говоришь как-то старомодно, – явно ёрничает.
– Отнеситесь серьёзно, от этого зависит моё будущее.
Учитель усмехается.
– Зачем ты рассказываешь об этом мне?
– Я хочу жить иначе. Но не знаю, что мне делать.
– Жаль тебя разочаровывать, но ты не сможешь жить по-другому. Говорят, что ошибки – это ключ к успеху, но это ложь. Те, что вечно ошибаются, никогда не добьются успеха. Преуспеть может лишь тот, кто знает вкус успеха, а единственное, чему учат ошибки, – это самоуничтожение и страх.
Несколько секунд молчу, слегка оглушённая его словами. Блин, обидно!
– Я добьюсь успеха, если захочу! – возражаю упрямо.
– Попробуй, а потом уже поговорим.
– Ну что я могу сделать прямо сейчас?
– Как может школьник добиться успеха? Не знаешь?
Мотаю отрицательно головой.
– А как вы учитесь?
– Я не просто учитель, а классный руководитель. Я не могу научить тебя учиться. Уходи.
Встаю, иду к выходу. Но замираю на пороге и говорю:
– Спасибо.
Учитель смотрит на меня вопросительно.
– Я была в музыкальном магазине.
Наш разговор прерывает незнакомка.
– Алёша, ты дома?
– Я здесь, – отвечает он.
В дом входит молодая девушка. Постарше меня. Смотрю на неё, киваю. Она делает то же в ответ. Но мне уже пора, чтобы бабушка не начала волноваться. Потому быстро иду к себе домой. Только неспеша, поскольку жуть как хочется узнать, что за девушка.
– Кто это? – спрашивает она.
– Внучка соседки.
Когда оказываюсь в своей комнате, хватаю телефон: вибрирует на кровати.
– Хорошо, что ты позвонила, – говорю сразу.
– Что? Что-то не так? – Копылова явно что-то жуёт.
– Кто в нашем классе самый умный? – задаю вопрос, который ставит её в тупик.
Через час мы сидим в кафе в ожидании. Когда Оля замечает вошедшую девчонку, вскакивает и зовёт её к нам.
– Сюда, Катя! Сюда! Скорее присаживайся. Ты же знаешь Полину?
– Знаю, – отвечает она. – Зачем звонила?
– Вот! Твой любимый бургер! – подталкивает Оля к ней еду.
– Хватит ходить вокруг да около, – просит Катя.
– Полина хочет учиться, но у неё нет базы. Ей нужен учитель.
– У тебя рот есть? – Катя смотрит на меня. – Зачем заставляешь других говорить за себя?
Киваю.
– Можешь показать, как надо учиться? – спрашиваю её.
– Я занята своей учёбой. Можешь записаться на занятия с репетитором, – отвечает Катя.
– Экзамены через неделю. Мне нужно получить хорошие оценки и показать их классному руководителю.
– Зачем тебе показывать ему оценки?
– Ты меня научишь? – игнорирую вопрос. – Я не хотела бы обсуждать это с тем, кому плевать.
– Просишь об одолжении, а сама же упрямишься.
Наш разговор прерывает появление Макса с приятелями. Этот наглый бесцеремонный тип подходит к нашему столику, хватает у соседнего пустой стул и садится рядом. Смотрит на меня, весь из себя такой загадочный, и говорит томным голосом:
– И снова привет. Похоже, это судьба.
Копылова делает круглые глаза. Катя наблюдает недовольно.