Найти тему
Исторические мелочи

«Казус Белли»

Когда в одном из недавних материалов канала в комментариях был упомянут необычный случай награждения Павлом I капитана 2-го ранга Григория Белли за взятие Неаполя в 1799 г. слишком высокой для его чина наградой – орденом Св. Анны 1-ой степени, один из читателей скаламбурил, назвав этот случай «казусом Белли». Если вдруг кто не знает, casus belli – юридический термин, означающий формальный повод для начала войны. Для названия настоящего материала я воспользовался этой игрой слов, только казус в данном случае связан не с награждением Григория Белли, а с его предполагаемым портретом.

Теперь - к делу. В Краснодарском краевом художественном музея им. Ф.А. Коваленко хранится портрет работы английского художника Джона Рафаэля Смита (соответствующая надпись мелом на обороте), который считается изображением лорда Ричарда Кавендиша.

Мне не удалось найти этот портрет ни в Госкаталоге музейного фонда, ни на сайте самого музея, поэтому приходится пользоваться тем его снимком, который был воспроизведен в одной из интернет-статей – темным и недостаточно разборчивым

На чем основана атрибуция портрета как изображения лорда Ричарда Кавендиша, неясно. В Краснодарский музей портрет поступил в 1931 г. из Государственного Эрмитажа как просто «мужской портрет». Если принять указанную атрибуцию, то нуждаются в объяснении имеющиеся на портрете орденские звезда и лента. О наличии у лорда Ричарда Кавендиша каких-либо орденов сведений не нашел. Существуют достоверные изображения лорда, желающие могут сравнить его внешность с обликом персонажа «краснодарского» портрета Я от выводов по этому поводу воздержусь

В условиях неясности оснований для атрибуции картины как портрета лорда Ричарда Кавендиша у одного из исследователей возникла новая версия определения личности изображенного. По мнению неизвестного мне Павла Новикова, автора статьи на соответствующую тему, на портрете изображен капитан 3-го ранга Григорий Григорьевич Белли. Аргументация его вкратце такова (более обстоятельное изложение можно посмотреть по приведенной выше ссылке): портретируемый одет в введенный при Павле I военно-морской мундир (зеленый с белым приборным цветом), на нем надеты инсигнии (лента и звезда) ордена Св. Анны 1-ой степени, а «единственным офицером, награжденным генеральским орденом Св. Анны I степени, не только за время правления императора Павла, но и за всю историю русского военно-морского флота, был знаменитый капитан Г.Г. Белли». Автор атрибуции также констатирует принадлежность картины к английской школе портретной живописи последней четверти XVIII века, но подвергает сомнению авторство именно Дж. Ф. Смита. По его мнению, портрет мог быть выполнен неизвестным английским художником, находившимся в свите контр-адмирала Нельсона, эскадра которого прибыла в Неаполь вскоре после занятия города русским десантом под командованием Белли.

При этом автор атрибуции учитывает бросающиеся в глаза детали портрета, которые противоречат его версии, прежде всего факт неверного расположения знаков ордена Св. Анны, и находит им объяснение:

«Неверное расположение на мундире аннинской ленты и звезды, конечно, немыслимо для павловского времени (на портрете лента на правом плече, звезда — слева, а по статуту ордена Св. Анны, утвержденному императором в 1797 году, полагалось носить ленту на левом плече, а звезду — справа), но вполне объяснимо, если учесть, что портрет написан далеко от России, в Неаполе, и изменения внесены, возможно, по воле художника для лучшего ракурса».

И еще:

«Отсутствие же на мундире российских орденов Св. Владимира IV степени и Св. Иоанна Иерусалимского, которыми Белли был награжден ранее, объясняется тем, что на портрете он в полном парадном облачении кавалера ордена Св. Анны I степени, о чем, кроме ленты с орденом и звезды, свидетельствует красная бархатная епанча, романтически небрежно наброшенная на плечи. В этом случае, согласно статуту, другие ордена не полагались».

Прежде, чем высказать свое мнение по поводу данной версии, приведу портрет, который в ряде интернет-источников публикуется в качестве более позднего изображения контр-адмирала (к тому времени) Григория Григорьевича Белли. Отмечу, что уверенности в достоверности и этой атрибуции нет – на портрете отсутствуют знаки имевшихся у Белли русского ордена Св. Иоанна Иерусалимского и неаполитанского Королевского ордена Святого Фердинанда и заслуг

Неизвестный художник «Портрет контр-адмирала»
Неизвестный художник «Портрет контр-адмирала»

Теперь – мое мнение по поводу новой атрибуции портрета. Мундир персонажа вполне может быть военно-морским периода правления Павла I – зеленым с белым воротником. Но может и не быть – по имеющейся в нашем распоряжении репродукции крайне сложно с точностью определить истинный цвет воротника. Он может быть действительно пожелтевшим белым, но может быть и, скажем, палевым. А главное - при всем желание крайне сложно поверить в вероятность неверного изображения художником ленты и звезды ордена Св. Анны, по ошибке или, тем более, ради лучшего ракурса. Даже если бы такую ошибку или вольность допустил автор портрета, ее, представляется, непременно пресек бы портретируемый. Да и кайма на ленте выглядит, как будто, более широкой, чем на ленте ордена Св. Анны.

Сомнения вызывает и идентификация изображенной на портрете мантии как епанчи из состава орденского одеяния ордена СВ. Анны. «Анненская» епанча из красного бархата была подложена тафтой соломенного цвета, имела золотой глазетовый краген, шнурки и кисти. На правой стороне епанчи вышивалась орденская звезда увеличенного размера. На портрете все эти элементы отсутствуют.

Пример орденской епанчи ордена Св. Анны на портрете начала XIX в.

Неизвестный художник «Портрет Генриха фон Оффенберга», 1817 г.
Неизвестный художник «Портрет Генриха фон Оффенберга», 1817 г.

На мой взгляд, на портрете все-таки не орден Св. Анны. А какой же? Сначала, с оглядкой на английское происхождение портрета я заподозрил, что перед нами – кавалер английского ордена Бани, имевшего «темно-красную» ленту. Но нет, на ленте на портрете присутствует более светлая по сравнению с основным цветом кайма, которая отсутствует на «банной» ленте. Какие еще ордена, существовавшие в конце XVIII в., имели красные ленты со светлой каймой? Первым приходит на память польский орден Св. Станислава, имевший красные ленты с белой каймой. И толщина каймы у него более похожая на ту, что имеется, на ленте на «портрете Кавендиша/Белли».

Для примера – портрет польского шляхтича конца XVIII-начала XIX в. со станиславовской лентой

Ю. Пешка «Портрет Миколая Моравского», 1800 г.
Ю. Пешка «Портрет Миколая Моравского», 1800 г.

И под версию со станиславовской лентой подошел бы мундир с «краснодарского» портрета, если предположить, что воротник (и обшлага) на нем не белые, а палевые. Ряд губерний, присоединенных к России от бывшей Речи Посполитой, например, Волынская, имели в 1797-1809 гг. палевые воротники и обшлага при зеленых губернских мундирах. Однако же персонаж на портрете правой рукой опирается на штурвал, а мне среди кавалеров ордена Св. Станислава еще польского периода его существования найти моряков не удалось. Да и, вроде, сложно в конце XVIII в. представить поляка во главе корабля.

Словом, «старая» атрибуция портрета как изображения лорда Ричарда Кавендиша вызывает у меня сомнения, «новая» - как изображения Григория Белли – сомнения еще более серьезные, Однако предложить в качестве альтернативной гипотезы мне пока нечего. Может быть, читатели еще вспомнят существовавшие в конце XVIII в. европейские ордена со схожей расцветкой лент. Ну и, конечно, для более обстоятельного анализа портрета нужна бы его репродукция в более приличном качестве.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.