Найти тему
Лукинский I История

История одной фотографии: МиГ-21 врезается в хрущевку ГДР

Советский Союз перевооружал страны социалистического блока на свое вооружение, которое ничем не уступало оружию НАТО и США. И эта печальная и одновременно героическая история случилась в ГДР, где немецкий пилот советского истребителя МиГ-21 потерял управление.

33-летний майор Петер Маковичка был опытным летчиком Люфтштрайткрефте, так дословно назывались ВВС ГДР. И очередной будничный полет на любимом МиГе в 1975 году не предвещал ничего необычного.

Но никакой опыт и летные часы не смогли бы компенсировать ошибку техника на земле, который забыл защелкнуть крышку компрессорного отсека двигателя. Во время захода на посадку и снижения скорости из-за этого реактивная турбина перестала работать, двигатель истребителя выключился, МиГ стал падать.

Командование авиабазы Котбус приказало пилоту катапультироваться, но майор ВВС ГДР отказался выполнить приказ. Он остался в самолете, чтобы предотвратить падение на жилые кварталы Котбуса и спланировать на поле за городом.

-2

Однако Миг-21 снижался слишком быстро, и в итоге врезался в панельную 5-этажную хрущевку на окраине города, пилот погиб мгновенно. Пробив второй этаж дома, самолет вызвал пожар, в котором погибли 5 жителей дома.

-3

Жертв было бы намного больше, если бы взорвалась тонна топлива в четырех баках истребителя. Но пожарным удалось эвакуировать жителей дома, многие прыгали на растянутые сетки сами. Взрыва не последовало, горящее топливо удалось потушить.

-4

Майор Петер Маковичка стал единственным летчиком ВВС ГДР, кто отказался выполнить приказ и стал национальным героем. Он был награжден посмертно высшей наградой социалистической Германии - Орденом за заслуги перед народом и Отечеством в золоте. Виновного в катастрофе техника посадили на 5 лет.

-5

Но подвиг немца не был единственным. За 9 лет до Петера спас Берлин советский экипаж бомбардировщика Як-28. На высоте 4 тысяч метров, когда оба двигателя встали из-за помпажа, командир Борис Капустин приказал штурману катапультироваться, чтобы увести бомбардировщик в сторону пригородного озера.

-6

Но штурман Юрий Янов понимая, что сброс остекления кабины для катапультирования ухудшит аэродинамику планирования и увеличит риск падения на Берлин, отказался выполнить приказ.

Памятная табличка на немецком озере под Берлином
Памятная табличка на немецком озере под Берлином

Вместе летчики СССР увели бомбардировщик от Берлина и рухнули с ним в озеро Штёccензее. Узнав о гибели сына, от горя умер отец Бориса Капустина. Героический экипаж награжден орденами, его память в Берлине чтут до сих пор.