Найти тему
Школа СЕО

Не было желания заниматься ничем другим, кроме как моим искусством

Оглавление

Мишенев Сергей Викторович - генеральный директор Международной Академии Фехтовальных Искусств, двукратный вице-чемпион Мира по артистическому фехтованию, многократный победитель и призер международных первенств по артистическому фехтованию, трехкратный чемпион России. Старший преподаватель Санкт-Петербургского Государственного Университета по сценическому фехтованию, фехтмейстер Государственного Академического Мариинского театра, член польской ассоциации каскадеров кино и телевидения.

Мишенев Сергей Викторович
Мишенев Сергей Викторович

Мама хотела вырастить принца

Первоначально то, что я стану фехтовальщиком, решила моя мама еще до моего рождения. Она хотела, чтобы у нее непременно родился мальчик, который бы ездил верхом, играл на гитаре и фехтовал. А потом я уже сам пошел в секцию фехтования, к сожалению, довольно поздно, в 15 лет.

-2

Собственный зал это нечто, что мне просто необходимо

Открытие Академии было органичным процессом, процессом, который развивался сам по себе, не было какой-то отдельно взятой идеи. Мне еще с детства хотелось иметь свой собственный фехтовальный зал, помню, когда занимался у Чугунова, мы тренировались в разных местах, первоначально в школах, потом начались девяностые, мы начали арендовать залы в разных учреждениях. Я, естественно, тогда в этом не участвовал, организацией занимались мои учителя. Потом, когда сам стал преподавать, решил, что собственный зал это нечто, что мне просто необходимо.

Когда появился мой первый зал, мне было сорок четыре года. А началось все с проведения разминки в группах при Чугунове где-то в двадцать один – двадцать два, сам преподавать стал в двадцать четыре – двадцать пять.

-3

Он открыл для меня весь этот мир…

В начале фехтовального пути, конечно, наибольшее влияние на меня оказал Чугунов Николай Владимирович - мой учитель фехтования, именно учитель, не тренер. Человек, который мог рассказывать о фехтовании так, что после этого хотелось заниматься только фехтованием и ничем другим. У меня это от него осталось на всю жизнь. Потом были другие тренера, например, ученик Чугунова - Константин Евгеньевич Охонский, он оказал на меня влияние внешнее. У него была безумно красивая боевая пластика, я пытался ему подражать всегда, может даже сейчас что-то из этого осталось, неосознанно, конечно. Но, все-таки, самое мощное влияние на меня оказал Петер Коза, он стал самым большим объектом для подражания. Удивительно, я уже был известным, уже был автором книг, уже работал в театре и кино, и вдруг встретил человека, которого снова могу назвать своим учителем, открывшим мне мир фехтования. Для меня Петер Коза как отец, я понимаю, что Николай Владимирович Чугунов - мой первый учитель, ему низкий поклон, но вот, пришел Петер Коза и я понял, кто я такой и зачем я этим занимаюсь, что такое фехтование, что такое историческое фехтование. Он открыл для меня весь этот мир… Я ему сказал когда то: «Петер, когда я стану старым, я буду таким, как ты», - а он мне ответил: «Нет, ты будешь таким, как ты.»

Сергей Мишенев и Петер Коза
Сергей Мишенев и Петер Коза

Жизнь в девяностые и «предложение Дьявола»

В девяностых я занимался только фехтованием, это приносило либо три копейки, либо вообще никакого дохода не приносило. Какое-то время работал грузчиком на овощной базе, потом на стройке, но после этого всегда ехал в зал. Предлагали даже преподавать единоборства, но, во-первых, я не профессионал в этой области, а во-вторых у меня никогда не было желания заниматься ничем другим, кроме как моим искусством. Для меня не было проблемой отказаться от какого-то заработка, даже было «предложение Дьявола» - пойти работать в охранной фирме, но при условии, что фехтованием я больше не занимаюсь. Я отказался, однако, это не было тяжелым решением, я жил очень бедно, но занимался тем, что люблю.

Россия не выставляет меня

Настал 2008 год и чемпионат мира в Сан-Марино, тогда Москва уже включилась в гонку артистического фехтования. Так сложилось, что туда от России едут только мои московские коллеги из клуба «Эспада», а я, Сергей Мишенев, не еду. Для меня это было большим потрясением, я написал своему другу, одному из организаторов чемпионата, что не буду участвовать, ведь Россия не выставляет меня. В ответ получил сообщение о том, что чемпионат мира без меня будет неполноценным и предложение от четырех стран выступить за них. Я выбрал Норвегию. Но, прежде чем сделать этот выбор, я думал, что я россиянин и не должен выступать за другую страну, я должен выступать либо за Россию, либо не выступать вовсе. Были сильные колебания по этому поводу. Мне тогда помогли определиться мои старшие друзья. Я не жалею, что принял это решение, хоть оно и было для меня тяжелым. Я все-таки выступил на стороне Норвегии, на втором чемпионате мира в 2012 году я тоже выступал за Норвегию. И там, и там я занял второе место, в ряде случаев обогнав моих московских коллег.

-5

Живу и зарабатываю любимым делом

Наверное, чувство гордости не очень во мне развито. Несомненно, я горжусь тем, чем занимаюсь, но сам бы не использовал таких слов. Я удовлетворен тем, что, несмотря на разные жизненные обстоятельства, сохранил себя в профессии. Можно использовать слово гордость, говоря о том, что я живу и зарабатываю любимым делом.

Сейчас у меня несколько источников доходов, один из них - преподавание, содержание фехтовальной школы, работа в кино, работа в университете, участие в театральных проектах.

Говоря о том, чего мне не хватает для счастья, так себе ответ, но мне где-то в конце восьмидесятых на глаза попалась статья с заголовком: «Артисту нужны только деньги». Все остальное у меня уже есть.

-6

С завтрашнего дня начинаю работать столяром по производству стильной художественной мебели

Один раз мне хотелось отказаться от фехтовального пути. У меня случилась истерика из-за того, что я в течение нескольких лет жил в нищете. Я кричал, что не буду этим заниматься, с завтрашнего дня начинаю работать столяром по производству стильной художественной мебели. Почему-то я запомнил тот момент, но это случилось действительно всего один раз, наверное, мне нужно было тогда выплеснуть всё из себя. На следующий день я уже снова пытался что то придумать в сфере фехтования.

-7

Есть очень хорошие преподаватели, которые в чем-то превосходят всех остальных

Международная Академия Фехтовальных Искусств отличается от других организаций тем, что это единственная в Питере школа, где присутствуют все виды спортивного фехтования: шпага, рапира, сабля и все восемь дисциплин артистического фехтования. У нас представлено наибольшее количество направлений, самый красивый зал, мне кажется, что у нас есть очень хорошие преподаватели, которые в чем-то превосходят всех остальных. Я бы хотел продвинуть спортивные группы, чтобы в них было больше воспитанников, участвующих в соревнованиях.

Меня самого привлекает преподавание, но еще больше мне интересна деятельность постановщика. Люблю давать индивидуальные уроки и кажется, у меня хорошо получается это делать. Я считаю, что в качестве преподавателя, работающего индивидуально, я непрерывно расту, а вот с группами такого нет.

Ничего не могу поделать, я мушкетер!

В моем понимании слово «команда» неразрывно связано со словом «дружба». Команда для меня - это друзья. Предполагаю, что, может быть, с точки зрения современного маркетинга и некой профессиональной деятельности, это может быть неправильно, но ничего не могу поделать, я мушкетер!

-8

Я буду таким, как я

Честно говоря, не знаю, что будет через двадцать лет. Когда мне исполнилось пятьдесят, я думал, что лет десять у меня еще есть на выступления, на какую-то активность, это ведь требует очень больших физических вложений. И так я себе говорил, что у меня еще лет десять, которые я буду в состоянии поработать, а вчера пришла мысль: «Мне скоро пятьдесят четыре и это уже получается не десять…» Сейчас я просто наблюдаю за собой и мне интересно, сколько я еще буду оставаться молодым, вот чисто моё спортивное долголетие. Мне интересно, сколько времени я еще смогу драться, выступать как ветеран на рапирных соревнованиях, сколько времени еще смогу выступать на сцене, в шоу или в театре. Мне интересно быть молодым как можно дольше, мне интересно, смогу ли я в семьдесят три, в семьдесят пять лет быть активным, подвижным, смогу ли я фехтовать? Вот это мне любопытно. Возвращаясь к тому, о чем мы говорили чуть раньше, хочу сказать, что через двадцать лет я буду таким, как Петер Коза, но, вспоминая его ответ, я предполагаю, что я буду таким, как я.

-9

Интервью взяла Березина Наталия Александровна, студентка 2 курса СПбГЭУ, факультета сервиса, туризма и гостеприимства в рамках программы «Наследники».