Существует такой западный рейтинг Global Terrorism Index. Он высчитывается каждый год и оценивает по совокупным показателям уровень террористической угрозы в странах мира. Я понимаю, какой скепсис вызывает любой западный рейтинг в современных условиях, однако этот, следует признать, не шибко отклоняется от реального положения дел. Скажем, США в нём выглядит существенно хуже России. При взгляде на интерактивную карту обращают на себя внимание регионы, в целом свободные от терроризма. К примеру, Восточная Европа, в отличие от Западной (казалось бы, при чём здесь высокий процент мигрантов в Старом Свете?).
Но, наверное к удивлению многих, в относительно безопасные попадает и регион Центральной Азии. Да-да, оттуда идёт в Россию поток мигрантов, которые являются отличной вербовочной базой для террористов и экстремистов, но сами эти страны редко подвергаются атакам врагов рода человеческого. Почему так? Здесь есть только наша недоработка и неумение брать пример с бывших советских республик. То, что некоторые мигранты из этих государств становятся конкретно в России исламистами, говорит лишь об одном: им некомфортно у себя на родине. Ибо за "культурные особенности" и "многонациональные традиции", которые в наших краях так принято "уважать", в Таджикистане или Узбекистане заберут в отделение милиции.
Власти среднеазиатских стран делают всё возможное, чтобы поддержать светский характер государства и оградить от влияния расположенного неподалёку Афганистана, где, напомним, живёт огромное количество узбеков, таджиков и киргизов. Начинают с элементов бытовой культуры, не позволяя исламизировать население хотя бы на уровне символов. За пару недель до террористической атаки в Крокусе президент Таджикистана Эмомали Рахмон поручил разработать национальную одежду для сохранения традиционных ценностей.
Глава "назвал актуальной проблемой в Таджикистане "подражание чуждой культуре в одежде, то есть ношение чужой одежды под названием сатр и хиджаб (исламские женские платки)". Он указал, что "в таджикской культуре имеется свой особый стиль национальной женской одежды, и призвал избегать проникновения религиозных стилей, которые не отвечают потребностям народа", – цитирует господина Рахмона информационное агентство Sputnik Ближнее Зарубежье.
На хиджабы, никабы и ваххабитские бороды в стране давно установлен запрет. Регулярно проходят рейды по выявлению нарушителей.
"Если молодой таджик отрастит бороду, как талибы, мы обязательно будем рассматривать это как выражение солидарности с ними. Отращивая бороду, они посылают нам сигнал: мол, приходите, мы принимаем ваши идеи в Таджикистане, у вас здесь есть сторонники. Тем самым мы создаем себе угрозу", – говорит глава комитета по делам молодежи и спорту Таджикистана Абдулла Рахманзаде.
И в этом с ним трудно поспорить. Правда, в России принято, напротив, всячески потакать проявлениям исламизма под соусом защиты национальных прав того или иного этноса.
Хотя ни один народ нашей великой страны не является традиционным "носителем" хиджабов, никабов, ваххабитских бородок и прочей ваххабитской атрибутики. Достаточно посмотреть на фотографии, сделанные тем же Прокудиным-Горским в начале прошлого столетия. Мы видим богатую коллекцию национальных типажей, раскрывающих наше Отечество с разных сторон. В том числе и в том, что касается исламской культуры. Ни у народов Поволжья, ни у жителей Северного Кавказа не было одеяний жителей Аравийского полуострова. Всё это наносное из лихих 1990-х, когда наши края стали обрабатывать "проповедники" с Ближнего Востока.
Жёсткая борьба против исламистского мракобесия и связанных с ним практик ведётся и властями Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Туркменистана, Азербайджана. Официальный Баку, к примеру, в ещё 2010-2011 годах запретил ношение хиджаба в учреждениях образования, поскольку Конституция Азербайджанской Республики чётко устанавливает светскость образовательного процесса и его отделение от ислама. Это решение Ильхама Алиева вызвало не просто ропот, а митинги в азербайджанской столице. Но Ильхам Гейдарович не стал цацкаться с протестунами, задабривать их и рассказывать про "уважение культурных особенностей". Митингующие были разогнаны, а организаторы получили большие тюремные сроки.
Итог всего вышесказанного и подводит упомянутый в начале материала Global Terrorism Index (чем выше показатель, тем ситуация хуже). Если Россия набрала в нём 3,02 балла, США 4,14 балла, то Таджикистан – 0,87, Узбекистан – 0,42, Туркменистан, Казахстан и Киргизия – ноль (!) баллов. Крупных терактов там не было уже много лет. Да, можно вспомнить события января 2022 года в Казахстане, но они носили политический подтекст и были связаны с внутриэлитной борьбой за власть. Атаки исламистов – большая редкость в Центральной Азии.
Весь избыточный демографический ресурс Таджикистан, Узбекистан, Киргизия и Азербайджан "выбрасывают" наружу, перенося потенциальные внутренние проблемы на внешний контур. Потому теракты происходят не в Душанбе или Ташкенте. Стоит ли винить в этом среднеазиатские власти? Отнюдь, они руководствуются интересами своих стран. И не их проблема, что за пределами Центральной Азии вдруг начинают "уважать" исламизм и танцевать вокруг его "уникальных культурных особенностей".
___________________________
Дорогие читатели! Убедительная просьба подписаться на канал и поставить "лайк" статье. Это сильно поможет продвижению материалов