Что такое рост "Я" и как он меняет отношения с едой

117 прочитали

По вопросам, которые возникли у читателей к прошлой статье, кажется необходимым написать подробнее про рост "Я".

Рост, в самом общем смысле, - что это такое?

Рост - это увеличение.

Рост растения:
вот был 1 листик, потом 2, потом 3 - увеличение.
По вопросам, которые возникли у читателей к прошлой статье, кажется необходимым написать подробнее про рост "Я". Рост, в самом общем смысле, - что это такое? Рост - это увеличение.

Рост "Я" - что это такое? Что должно увеличиться?

Увеличивается осознание своих мотивов, их иерархии. Тогда становится понятны причины разных действий.

Если есть ведущие мотивы - они подчиняют себе жизнь человека, они образуют стержень личности.

А если иерархии нет, если всё одинаково серо и безразлично, то можно сейчас конфету схватить и, в ту же секунду, огорчаться отражению в зеркале или боли в коленке, когда с дивана встать без боли уже не получается.

Нет иерархии. События в психике не связаны причинно следственными связями.

Ах, сама по себе случилась конфета в руках.

Ах, сам по себе появился лишний вес.

Всё само по себе в прямом смысле слова, потому что "Я" не участвует в процессах. "Я" отгорожено от реальности мощными защитами и ничего осознавать не хочет, никаких иерархий ему не надо, ему и так хорошо! Защиты привычно уничтожили привлекательность любого возможного мотива для ограничения калорийности рациона.

Нет теперь причин отказаться от конфеты. Красота - это ерунда.

Муж и так меня любит (или уже давно не любит, или пусть любит такую, или не велика честь ради мужиков худеть). Куча вариантов!

Психологические защиты - это ОЧЕНЬ удобная штука! И их много. На любой вкус и цвет ))

Примеры защитных механизмов, фото с лекций по психологии развития в МГУ
Примеры защитных механизмов, фото с лекций по психологии развития в МГУ

А удовольствие от ощущения себя стройной и красивой пусть чувствуют другие, кто решил, что ДЛЯ НИХ это ВАЖНО и ПРИЯТНО.

Жестоко?

Но я же описываю работу психики. Вы можете понаблюдать за своим мыслями и всё это увидеть в собственной голове.

Говоря о росте "Я", мы имеем дело с 2-мя процессами:

1 - создание иерархии мотивов,

2 - осознание этих мотивов.

Как говорил А. Н. Леонтьев - нужно решить задачу на смысл. То есть осознать - ЧТО я делаю? ЗАЧЕМ и почему?

А.Н. Леонтьев, один из авторов теории Деятельности, крупнейший советский психолог, доктор психологических наук, профессор, организатор и первый декан факультета психологии МГУ в 1966 г. Можно сказать, создавал психологию как науку в нашей стране. С 1968 г. согласно постановлению правительства страны психология включена в перечень наук, по которым присуждаются ученые степени.
А.Н. Леонтьев, один из авторов теории Деятельности, крупнейший советский психолог, доктор психологических наук, профессор, организатор и первый декан факультета психологии МГУ в 1966 г. Можно сказать, создавал психологию как науку в нашей стране. С 1968 г. согласно постановлению правительства страны психология включена в перечень наук, по которым присуждаются ученые степени.

В общем-то, любая психотерапия делает именно это - расширяет осознание своих эмоций, мыслей, мотивов, смыслов.

В зависимости от школы психологии различается только акцент. Психоанализ уделяет особое внимание эмоциям и мотивам, когнитивная психология - мыслям. А наша школа психологии опирается на смыслы. Это очень важная категория для наших психологов! Т.к. мысли и эмоции являются следствием того, какой смысл человек вкладывает в ту или иную ситуацию, действие, событие.

Под нашей школой психологии я имею в виду Деятельностный подход, который разрабатывается на факультете психологии МГУ с середины прошлого века и по сей день.

Согласно Деятельностному подходу, любое действие человека не само по себе возникло, вдруг, внезапно, а является частью некой Деятельности. Очень подробно разбирала эти моменты в статье:

Сейчас обозначу главное - мотивы в психике человека увязаны в некую иерархию. Важность разных Деятельностей для нас разная.

Есть ведущая деятельность - чему мы готовы посвящать свою жизнь, на что тратим основную часть времени (и денег). А есть второстепенные деятельности.

Для мамочки в декрете воспитание ребенка может быть ведущей деятельностью, а подработку она берет, чтобы помочь финансовому положению семьи.

А может быть и наоборот, что женщина полностью погружена в свою работу, в свой проект, и у неё дети уже достигли такого возраста, что не требуют ежесекундного внимания. Деятельность по воспитанию детей будет восприниматься как второстепенная, даже почти угасающая, а работа - основное занятие жизни.

И тогда, при столкновении разных требований со стороны жизни,

в первом случае, мамочка в декрете будет подстраивать работу под режим ребенка,

а во втором случае наоборот, время общения с детьми подстраивается под рабочий график.

О чем эти примеры? О том, что наши мотивы и деятельности живут в иерархии.

ИЕРАРХИЯ - это когда

мои желания и потребности не набросаны в один мешок (как мешок с картошкой), а когда они образую систему:

что для меня ВАЖНЕЕ - эти 300 ккал или моё здоровье, моя красота, моё самоуважение?

Не через запрет формулируется вопрос к себе, а через ВАЖНОСТЬ ДЛЯ МЕНЯ, через образ ЖЕЛАЕМОЙ жизни.

Фиксировать внимание на запретах очень вредно!

Мы выбираем и хотим, а не запрещаем. Подробно писала об этом в статье:

Итак, осознание себя и своих мотивов идет через вопросы к себе:

что для меня ВАЖНЕЕ - эти 300 ккал или моё здоровье, моя красота, моё самоуважение?

Иногда, чтобы сбросить этот неудобный вопрос, психика заранее обесценивает:

  • да, какое там здоровье!? его уже нет (или оно ещё хорошее),
  • да, какая красота! её уже нет (или никогда не было, или я и так очень привлекательная),
  • да, какое самоуважение! его уже нет (или никогда не было)...

Ну, вы поняли работу защитного механизма обесценивания ))

И вот перед вами ЗАДАЧА на рост "Я" - я буду осознанно создавать иерархию СВОИХ мотивов? Или я буду болтаться между разными спонтанными желаниями (ОНО) и психологическими защитами?

Осознание своего действия требует роста "Я",

т.к. действие переходит из "ОНО" или "Сверх-Я" именно в "Я".

Про эти 3 части психики подробно писала в прошлый раз поэтому не повторяюсь.

Ссылка на прошлую статью:

И самый распространенный вопрос:

а бывает ли так, что вот решил что-то, похудеть решил, а не получается? Не хватает силы воли, про которую говорим постоянно. Вот хочу, а не могу!

Любой человек может посмотреть на историю своей жизни и найти в ней множество примеров, когда нужно было что-то делать вопреки усталости организма, вопреки внешним обстоятельствам и т.д.

Опыт волевого усилия есть у каждого. Но мы почему-то думаем, что для осознанного питания нужна какая-то совершенно особая, другая воля. Не та, что заставляет вставать в 5 утра и ехать на работу на 12-ти часовую смену, а вот какая-то совсем другая сила воли.

Сила воли одна и та же для любой задачи.

Нет специальной силы воли, чтобы вставать утром, чтобы не купить печенье, чтобы терпеливо разговаривать с недовольным клиентом, чтобы 2 часа делать уроки с ребенком, который 70% времени отвлекается и "считает ворон"...

Одна и та же структура мозга работает во всех этих случаях.

Нет специфичности.

Это всё торможение импульсов. Стоп! Подумай! Что для тебя важнее? Как поступить лучше? Как ответить лучше раздраженному клиенту? Как объяснить лучше отвлекающемуся ребенку?

Сила воли - это способность к торможению импульсивных действий.

И вы ею пользуетесь постоянно. Изо дня в день.

Осознание питания - это такой же "стоп! подумай!". Ничего особенного нет в этом "стоп". Он ничем не отличается от других моментов в жизни, где нам тоже нужен "стоп".

Конечно, бывают крайние степени нарушений, когда человек совершенно не управляет своим поведением. В клинике называется "лобный синдром". Но мне кажется, что если вы дочитали до этих строк, то явно не ваш случай, т.к. человек с подобным нарушением не способен читать длинные и сложные тексты.

Значит, сила воли у вас есть.

А чего не хватает? Предположу, что роста "Я", то есть осознанной иерархии своих предпочтений и желаний.

Кстати, можно повспоминать-поспрашивать людей, кто много лет (всю жизнь) был полным, а потом успешно похудел.

Чаще всего, мы увидим какие-то события в жизни, которые способствовали росту "Я". И здесь важны события любого рода - и позитивные, и негативные.

Резкий рост Я вызывает необходимость стать старшим в семье и начать за себя отвечать, за других людей отвечать. Или долгожданное рождение детей, замужество, когда меняется социальный статус и человек выходит из родительской семьи, из роли дочки в статус матери собственного семейства, где без осознанной иерархии мотивов просто невозможно организовать жизнь.

Сюда же относятся долгожданное повышение по работе, любой социальный успех, позволяющий вдруг осознать себя и зауважать себя, ощутить свою востребованность и ценность. Здесь видим резкий рост "Я" и осознание СВОИХ целей, что я не должен больше покорно выполнять все внешние, чужие требования, а могу опираться на себя.

Как возможны и обратные процессы.

При выходе на пенсию, когда снижается интенсивность социальных контактов и человек чувствует себя "потерянным", больше ненужным, или после развода, - во всех этих случаях "Я" человека может распадаться. О чем я писала цикл статей пару месяцев назад:

Ограниченность сил человека

Сжигание жира - это труд, затраты сил физических и психических. Значит, на похудение эти силы должны быть.

Тогда рост "Я" заключается ещё и в осознанном анализе своих ресурсов - на что Я ХОЧУ тратить силы, а что пока откладывается в сторону?

Возможно, когда в жизни многое разрушилось, похудение может стать опорой для восстановления себя. Особенно актуально может быть после развода, увольнения и т.д., когда вроде бы нет сил ни на что, и руки опускаются, и депрессия накрывает, а повышение самооценки через внешнее преображение может быть началом новой счастливой жизни.

А бывает наоборот, когда при большой нагрузке и на работе, и в семье, и разными другими сложностями жизни на похудение объективно нет сил. И попытки "посидеть на диете" могут добить уставшую психику.

Осмысление перечисленных вопросов - это задачи на рост "Я", когда не из внешнего мира тупо ловится мысль "надо похудеть" (структура "Сверх-Я" источник требования, внешний "заказ"), а из собственного ощущения "я хочу, у меня есть силы" / "я не хочу" / "у меня сейчас нет на это сил".

Детально про структуры психики писала в прошлой статье, тему которой постаралась расширить сегодня. Ещё раз размещу на неё ссылку:

И, конечно, сегодня совсем не касалась темы компульсивных перееданий. Подробно про них в статье:

Автор: Кочеткова Наталья, научный психолог (очное обучение в МГУ по направлениям клиническая психология, нейропсихология), нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.