Найти тему

По обе стороны зеркального стекла. Магия отражений в искусстве

«Странная это штука – зеркало: рама как у обыкновенной картины, а между тем в ней можно увидеть сотни различных картин, причем очень живых и мгновенно исчезающих навеки», - писал Гилберт Кейт Честертон. Магия этого бытового и одновременно очень таинственного предмета интерьера завораживала самых разных творцов. Конечно же, не могли пройти мимо него и живописцы. Ведь зеркало не просто меняет и усложняет пространство полотна, оно часто делает участником изображения самого зрителя, стоящего перед картиной, приглашает к увлекательной игре.

Зеркало не просто стало интереснейшим элементом изобразительного искусства, но и нередко ценилось выше, чем шедевры признанных мастеров. Особенно если речь шла о венецианских зеркалах. Например, зеркало размером 100х65 сантиметров стоило больше 8000 ливров, а картина Рафаэля того же размера — около 3000. Со временем, конечно, Рафаэль и компания взяли реванш и любой их набросок бесценен.

Среди множества шедевров, соединяющих на холсте мир по эту сторону стекла и Зазеркалья, мы выбрали лишь несколько.

Начнем с известнейшего «Портрета четы Арнольфини» нидерландского художника XV века Яна ван Эйка. При всей своей прославленности, картина по-прежнему задает множество загадок. Даже насчет людей, изображенных здесь, единства нет, несмотря на название.

Так что же здесь изображено? Одна из наиболее распространенных версий, предложенная искусствоведом Эрвином Панофским, в XV веке ещё не нужно было присутствие священника и свидетелей, чтобы сочетаться законным браком. Это можно было сделать в любом месте, например, как здесь — в спальне. Обычно на следующий день супруги вместе шли в церковь, что являлось доказательством того, что они стали мужем и женой. По мнению Панофского, в выпуклом зеркале на стене отражаются свидетели, которые были необходимы для заверения письменного брачного контракта.

Как утверждает Панофский, весь обряд состоял в том, что вступающие в брак произносили слова обета, при этом жених клятвенно поднимал вверх руку, залогом верности служило кольцо. Кульминация церемонии наступала во время соединения рук жениха и невесты. Все детали указывают на то, что на портрете изображён именно такой обряд, а сама картина, вероятно, выступала в роли живописного свидетельства бракосочетания.

Судя по силуэтам, свидетели – мужчина и женщина. Возможно, мужчина – сам ван Эйк. Не зря над зеркалом надпись: «Ян ван Эйк здесь был».

«Портрет четы Арнольфини» написан в 1434 году. Спустя четыре года появилась единственная датированная работа другого замечательного нидерландца, Робера Кампена, - «Святой Иоанн Креститель и францисканец Генрих фон Верль».

-2

Здесь на стене мы снова видим круглое выпуклое зеркало, только в более простой раме. В нем отражается кусочек заоконного вида, два францисканца и сам Иоанн, становящийся благодаря этому абсолютно реальной фигурой, а не просто одним из «действующих лиц» великой Книги, написанной за полтора тысячелетия до картины.

Если насчет людей, изображенных на шедеврах ван Эйка и Кампена, до сих пор идут споры, то с итальянцем Пармиджанино все просто. На этот раз выпуклое стекло отражает самого живописца, это автопортрет. Из-за огромной руки молодой художник выглядит очень странно, даже сюрреалистически. Но сложные композиционные задачи решены с редким для 21-летнего автора блеском. Неудивительно, что после автопортрета «маленький пармезанец» проснулся знаменитым.

Пармиджанино. Автопортрет в выпуклом зеркале
Пармиджанино. Автопортрет в выпуклом зеркале

«Так счастливо удалась ему вся эта работа, что написанное не отличалось от действительности, так как блеск стекла, все подробности отражений, свет и тени были столь подлинными и верными, что большего от человеческой способности ожидать было невозможно», - писал Вазари.

Зеркало всю жизнь притягивало к себе гениального испанца Диего Веласкеса. В молодости он написал замечательную картину «Христос в доме Марфы и Марии», где евангельский сюжет мы видим лишь как отражение в зеркале, занимающее примерно четверть полотна, а на передний план выходят старая и молодая служанки.

-4

Спустя 30 с лишним лет, на пике мастерства, придворный живописец Филиппа IV написал одну из самых прославленных и загадочных картин мирового искусства, - «Менины».

-5

Трудно подсчитать, сколько статей и целых культурологических и философских исследований написано об этой удивительной картине. Интересно, что название «Менины» (то есть фрейлины) было дано лишь в XIX веке. Изначально шедевр назывался иначе – «Семья Филиппа IV». В то время понятие семьи было шире, оно включало в себя и чад, и домочадцев. Поэтому мы видим здесь и придворных, и фрейлин, и карликов. Картина изучена очень подробно, известны имена всех изображенных. Но, зная КТО изображен, мы теряемся, ЧТО изображено.

Самая простая версия – художник пишет двойной портрет Филиппа IV и его супруги Марианны Австрийской. Но в реальности такой работы никогда не существовало. И почему взгляды всех присутствующих скрестились на них, будто они только что вошли в мастерскую? И ведь на самом деле они смотрят не на королевскую чету, а на нас, людей, стоящих перед картиной или листающих альбом с репродукциями. Может быть, художник хотел изобразить здесь саму живопись?

Большим ценителем Веласкеса был Эдуар Мане, один из отцов нового искусства, который при этом раз за разом обращался к творчеству классиков, переосмысляя их находки. Есть у него и почти прямые цитаты из Веласкеса (например, знаменитый «Флейтист» явно вдохновлен портретом шута Пабло де Вальядолида). А есть, если можно так сказать, цитаты самих живописных приемов. Без Веласкеса, наверное, не было бы последнего шедевра Мане, едва ли не лучшей его работы, - «Бара в Фоли-Бержер». И снова загадка: что отражает зеркало?

-6

Казалось бы, ответ очевиден: девушку в буфете и подошедшего к ней покупателя. Но в «реальности» девушка стоит с печальным и задумчивым лицом, а в отражении она наклонилась к мужчине, и их разговор напоминает интимную беседу. В интернете можно найти, например, такую версию: «Может перед нами запечатлено происходящее в настоящем времени, а в отражении – прошлое девушки, поэтому и изображение предметов отличается?» Добавим также, что шумная толпа – тоже всего лишь отражение, внешний мир, который оказывается за нашей спиной, а не в пространстве полотна. Как бы то ни было, Мане играет смыслами, расширяет сами границы живописи.

У современника и соотечественника Мане Эдгара Дега в его трагичном «Абсенте» зеркало «отказывается» давать четкое отражение несчастных опустившихся людей. Отражения превращаются в смутные тени и, что особенно трагично, тени эти занимают центр композиции, а сами люди сдвигаются к краю, равнодушно уступая главенство.

-7

И, наконец, у выдающегося сюрреалиста Рене Магритта зеркало хоть и отражает человека, но делает это, как и положено в сюрреализме, «неправильно»: вместо лица мы видим затылок. Потому что «Репродуцирование запрещено». Живопись не копирует действительность, не отражает ее, а преображает. На знаменитой картине Магритта с трубкой есть подпись: это не трубка. А это – не зеркало. И не реальность. Это – пространство искусства.

-8