Найти тему

Царскосельский – Витебский вокзал в Санкт-Петербурге, Пять углов на Загородном проспекте и Владимирский собор

Все фото автора
Все фото автора

Доброго Вам времени суток! Этой статьей я заканчиваю свой рассказ о нашем очередном путешествии в Санкт-Петербург, которое состоялось 27 января 2024 года в памятный день 80-летия полного снятия блокады Ленинграда. Сейчас, когда я пишу эту статью, прошло уже почти два месяца, а сегодня объявлен траур по всей стране по погибшим в результате чудовищной атаки террористов в Подмосковье в «Крокус Сити Холл». Я и мои родные скорбим со всей страной по невинным жертвам! Из-за этого я третий день не могу начать статью, мысли такие: «кому это надо, когда в стране такое происходит?». Но жизнь, слава Богу, на этом не заканчивается, и я все-таки продолжу писать о том, что мне интересно самому, очень надеюсь, что и Вам, мои дорогие читатели, тоже будет интересно. А родным всех погибших – наши искренние соболезнования, ну а всем пострадавшим – скорейшего и полного выздоровления!!!

-2

Но я все-таки начну, вернее продолжу начатое. Прогулявшись по набережной Мойки и выйдя в очередной раз на Невский проспект, о чем я Вам рассказывал в прошлой статье, мы решили еще съездить на Витебский вокзал, о котором много слышали, но ни разу там не были, так мы и сделали. Итак, метро, одна пересадка, станция «Пушкинская» и мы перед Витебским вокзалом на Загородном проспекте.

Фото автора
Фото автора

Начнем с истории

А ведь это не просто вокзал, именно здесь началась история российских железных дорог, когда отсюда в Царское Село осенью 1837 года отправился первый в России поезд с первым паровозом «Проворный», которым управлял в качестве машиниста руководитель строительства железной дороги и инженер Франц Герстнер, а первым среди почетных пассажиров был император Николай I.

Фото автора
Фото автора

Но тогда такого вокзала еще не было, а был построен временный деревянный павильон, после был построен и каменный: в 1851 году было построено новое двухэтажное каменное здание вокзала по проекту архитектора Константина Андреевича Тона, которое в 1876 году было перестроено и просуществовало в таком виде до начала XX века. В 1902 году началось строительство нового здания вокзала, и 1 августа 1904 года открыли построенное современное здание вокзала в стиле модерн по проекту академика архитектуры Станислава Антоновича Бржозовского. Вокзал тогда назывался Царскосельским, затем Детскосельским, переименован также, как и Царское Село после революции, а позже стал Витебским.

Фото автора
Фото автора

Заходим внутрь

Здание имеет оригинальное купольное завершение и часовую башню. Дебаркадер вокзала, построенный по проекту инженера В.С. Герсона, имеет арочное перекрытие. Мы зашли внутрь вокзала и сразу стали подниматься наверх для того, чтобы выйти к тому самому дебаркадеру, где расположены станционные пути. Но сначала мы ненадолго заглянули в зал ожидания второго этажа, где расположены билетные кассы. Людей я стараюсь не снимать, поэтому в большинстве своем снимал по верх голов, но как раз в этом зале самое примечательное – это потолок.

Фото автора
Фото автора

Затем мы поднялись в световой зал, в котором, кроме светового фонаря, вытянувшегося во всю длину потолка, обращают на себя внимание кованые металлические ограждения, за которыми имеется открытое пространство на нижний уровень и изящная винтовая металлическая лестница, ведущая на этот уровень. Я думаю, что она уже давно не используется, а оставлена здесь как декорация старинного здания начала XX века. И действительно, она привлекает к себе внимание всех проходящих через этот зал.

А еще в этом зале 30 октября 2007 года в честь 170-летия российских железных дорог установлен памятник тому самому австрийскому инженеру, строителю первой железной дороги в России Францу Антону фон Герстнеру, а в руках у него макет того самого первого паровоза "Проворный".

Затем через этот зал мы выходим на перрон под трехсводчатый дебаркадер. Все три арки металлические, клепаные, изначально были перекрыты стеклом. В качестве ограждений используются решетки из листового железа, украшенные металлическими цветами. Это очень атмосферное место, которое любят использовать в съемках различных художественных фильмов, в том числе, где действие разворачивается в другом городе (например «Вокзал для двоих» Э.А. Рязанова) и даже в другой стране, например в Лондоне («Приключения Шерлока Холмса»), или на другом вокзале Санкт-Петербурга (знаменитый фильм «Брат»).

Идем по Загородному проспекту

Посетив вокзал, мы выходим из него и направляемся по Загородному проспекту к его началу, то есть к Владимирской площади. Частично мы уже проходили по Загородному проспекту не раз и даже ночевали две ночи в 2022 году в гостинице недалеко от Владимирской площади, а во время предыдущей поездки в ноябре 2023 года мы проходили по Гороховой и пересекли проспект там, где сад Театра юных зрителей и памятник А.С. Грибоедову, поэтому подробно описывать почти все здания на нашем пути, как я это обычно делаю, я не буду, остановлюсь лишь на некоторых самых примечательных местах.

Пять углов

Одно из таких мест – это знаменитые «Пять углов», которые упоминали в своих произведениях и Достоевский, и Пастернак, и даже Высоцкий в одной из своих песен. А перекресток этот, образованный пересечением Загородного проспекта с улицами Разъезжей, Рубинштейна и Ломоносова существует аж с 60-х годов XVIII века. На этот перекресток своими углами выходят пять бывших доходных домов. Самый примечательный из пяти – это дом с самым острым углом и с башенкой на углу Загородного проспекта и улицы Рубинштейна – бывший доходный дом Ш.З. Иоффа, построенный в стиле неоклассицизм незадолго до революции.

Напротив него, на углу Загородного проспекта и Разъезжей улицы расположился не такой примечательный и более приземистый дом, но гораздо старше предыдущего, построенный в конце XVIII века. Это бывший доходный дом Бурениных – В.П. Капниста, а сейчас в нем располагается бизнес-центр под названием, не сложно догадаться – каким, конечно, – «Пять углов».

Фото автора
Фото автора

В глубине этого перекрестка между улицами Рубинштейна и Ломоносова разместился доходный дом Гек и Вальтер, построенный в 1859 году в стиле эклектика.

Фото автора
Фото автора

По соседству с ним, между Ломоносова и Загородным проспектом, тоже бывший доходный дом, но таковым он стал только в начале XX века, а до этого, с 1800 года в нем размещалось Коммерческое училище, основанное еще в 1782 году П.А. Демидовым в Москве для обучения купеческих детей.

Фото автора
Фото автора

Ну и последний, с самым «тупым» углом из пяти имеющихся, трехэтажный на высоком цоколе, тоже бывший доходный дом, построенный в 80-е годы XIX века.

Фото автора
Фото автора

Владимирский собор

После «Пяти углов» мы пошли практически без остановки до самого начала Загородного проспекта, то есть до Владимирской площади, названной так по Владимирскому храму, перед которым и расположилась площадь. В 2000 году этот храм приобрел статус собора и полное его название теперь – Собор Владимирской иконы Божией Матери. А построен он был во времена царствования Екатерины II и освящен в 1783 году, кто был первым архитектором, достоверно неизвестно, да и достраивался, и перестраивался он еще до середины XIX века. Отдельно стоящую колокольню в два яруса сначала построил в 1791 году Джакомо Кваренги, а предположительно Франц Руска в 1848 году прибавил к колокольне еще один ярус, а еще через пять лет он же соорудил часовню и ограду.

Фото автора
Фото автора

Помните Арину Родионовну – няню «нашего все» Александра Сергеевича Пушкина? Так вот, ее после смерти отпевали в этой церкви. А еще в нее часто захаживал помолиться Федор Михайлович Достоевский, кстати, памятник ему находится неподалеку.

Фото автора
Фото автора

Знающие люди говорят, что стиль этого памятника архитектуры – переходный: от барокко к классицизму. Этот собор включает в себя две церкви: нижнюю – преподобного Иоанна Дамаскина и верхнюю – Владимирскую церковь. Имеет пять глав, позолота с которых в 30-е годы прошлого века была убрана, и вплоть до нашего времени купола были черными. Пять лет ушло на новое золочение куполов, которое закончилось лишь в 2019 году.

Мы заходили в этот собор, когда жили здесь неподалеку в 2022 году. Внутри я съемку не вел, зато мы неспеша прогулялись тогда и все запечатлели в небольшом, но уютном саду во дворе между храмом и колокольней. Вот так выглядел этот храм в сентябре 2022 года в утренних лучах солнечного света.

Вот так, вспоминая былое, мы и дошли до конечной точки этого петербургского путешествия. Посмотрев еще раз на Владимирский собор, мы переходим дорогу и направляемся на станцию метро «Владимирская», чтобы доехать до станции «Московская», оттуда на 39-м автобусе до аэропорта «Пулково», ну и соответственно, на самолете домой. Я очень надеюсь, что это наша поездка была далеко не последней, ведь еще столько интересных, неувиденных нами, мест здесь осталось!

Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!

И всего Вам доброго!