Доброго Вам времени суток! Этой статьей я заканчиваю свой рассказ о нашем очередном путешествии в Санкт-Петербург, которое состоялось 27 января 2024 года в памятный день 80-летия полного снятия блокады Ленинграда. Сейчас, когда я пишу эту статью, прошло уже почти два месяца, а сегодня объявлен траур по всей стране по погибшим в результате чудовищной атаки террористов в Подмосковье в «Крокус Сити Холл». Я и мои родные скорбим со всей страной по невинным жертвам! Из-за этого я третий день не могу начать статью, мысли такие: «кому это надо, когда в стране такое происходит?». Но жизнь, слава Богу, на этом не заканчивается, и я все-таки продолжу писать о том, что мне интересно самому, очень надеюсь, что и Вам, мои дорогие читатели, тоже будет интересно. А родным всех погибших – наши искренние соболезнования, ну а всем пострадавшим – скорейшего и полного выздоровления!!!
Но я все-таки начну, вернее продолжу начатое. Прогулявшись по набережной Мойки и выйдя в очередной раз на Невский проспект, о чем я Вам рассказывал в прошлой статье, мы решили еще съездить на Витебский вокзал, о котором много слышали, но ни разу там не были, так мы и сделали. Итак, метро, одна пересадка, станция «Пушкинская» и мы перед Витебским вокзалом на Загородном проспекте.
Начнем с истории
А ведь это не просто вокзал, именно здесь началась история российских железных дорог, когда отсюда в Царское Село осенью 1837 года отправился первый в России поезд с первым паровозом «Проворный», которым управлял в качестве машиниста руководитель строительства железной дороги и инженер Франц Герстнер, а первым среди почетных пассажиров был император Николай I.
Но тогда такого вокзала еще не было, а был построен временный деревянный павильон, после был построен и каменный: в 1851 году было построено новое двухэтажное каменное здание вокзала по проекту архитектора Константина Андреевича Тона, которое в 1876 году было перестроено и просуществовало в таком виде до начала XX века. В 1902 году началось строительство нового здания вокзала, и 1 августа 1904 года открыли построенное современное здание вокзала в стиле модерн по проекту академика архитектуры Станислава Антоновича Бржозовского. Вокзал тогда назывался Царскосельским, затем Детскосельским, переименован также, как и Царское Село после революции, а позже стал Витебским.
Заходим внутрь
Здание имеет оригинальное купольное завершение и часовую башню. Дебаркадер вокзала, построенный по проекту инженера В.С. Герсона, имеет арочное перекрытие. Мы зашли внутрь вокзала и сразу стали подниматься наверх для того, чтобы выйти к тому самому дебаркадеру, где расположены станционные пути. Но сначала мы ненадолго заглянули в зал ожидания второго этажа, где расположены билетные кассы. Людей я стараюсь не снимать, поэтому в большинстве своем снимал по верх голов, но как раз в этом зале самое примечательное – это потолок.
Затем мы поднялись в световой зал, в котором, кроме светового фонаря, вытянувшегося во всю длину потолка, обращают на себя внимание кованые металлические ограждения, за которыми имеется открытое пространство на нижний уровень и изящная винтовая металлическая лестница, ведущая на этот уровень. Я думаю, что она уже давно не используется, а оставлена здесь как декорация старинного здания начала XX века. И действительно, она привлекает к себе внимание всех проходящих через этот зал.
А еще в этом зале 30 октября 2007 года в честь 170-летия российских железных дорог установлен памятник тому самому австрийскому инженеру, строителю первой железной дороги в России Францу Антону фон Герстнеру, а в руках у него макет того самого первого паровоза "Проворный".
Затем через этот зал мы выходим на перрон под трехсводчатый дебаркадер. Все три арки металлические, клепаные, изначально были перекрыты стеклом. В качестве ограждений используются решетки из листового железа, украшенные металлическими цветами. Это очень атмосферное место, которое любят использовать в съемках различных художественных фильмов, в том числе, где действие разворачивается в другом городе (например «Вокзал для двоих» Э.А. Рязанова) и даже в другой стране, например в Лондоне («Приключения Шерлока Холмса»), или на другом вокзале Санкт-Петербурга (знаменитый фильм «Брат»).
Идем по Загородному проспекту
Посетив вокзал, мы выходим из него и направляемся по Загородному проспекту к его началу, то есть к Владимирской площади. Частично мы уже проходили по Загородному проспекту не раз и даже ночевали две ночи в 2022 году в гостинице недалеко от Владимирской площади, а во время предыдущей поездки в ноябре 2023 года мы проходили по Гороховой и пересекли проспект там, где сад Театра юных зрителей и памятник А.С. Грибоедову, поэтому подробно описывать почти все здания на нашем пути, как я это обычно делаю, я не буду, остановлюсь лишь на некоторых самых примечательных местах.
Пять углов
Одно из таких мест – это знаменитые «Пять углов», которые упоминали в своих произведениях и Достоевский, и Пастернак, и даже Высоцкий в одной из своих песен. А перекресток этот, образованный пересечением Загородного проспекта с улицами Разъезжей, Рубинштейна и Ломоносова существует аж с 60-х годов XVIII века. На этот перекресток своими углами выходят пять бывших доходных домов. Самый примечательный из пяти – это дом с самым острым углом и с башенкой на углу Загородного проспекта и улицы Рубинштейна – бывший доходный дом Ш.З. Иоффа, построенный в стиле неоклассицизм незадолго до революции.
Напротив него, на углу Загородного проспекта и Разъезжей улицы расположился не такой примечательный и более приземистый дом, но гораздо старше предыдущего, построенный в конце XVIII века. Это бывший доходный дом Бурениных – В.П. Капниста, а сейчас в нем располагается бизнес-центр под названием, не сложно догадаться – каким, конечно, – «Пять углов».
В глубине этого перекрестка между улицами Рубинштейна и Ломоносова разместился доходный дом Гек и Вальтер, построенный в 1859 году в стиле эклектика.
По соседству с ним, между Ломоносова и Загородным проспектом, тоже бывший доходный дом, но таковым он стал только в начале XX века, а до этого, с 1800 года в нем размещалось Коммерческое училище, основанное еще в 1782 году П.А. Демидовым в Москве для обучения купеческих детей.
Ну и последний, с самым «тупым» углом из пяти имеющихся, трехэтажный на высоком цоколе, тоже бывший доходный дом, построенный в 80-е годы XIX века.
Владимирский собор
После «Пяти углов» мы пошли практически без остановки до самого начала Загородного проспекта, то есть до Владимирской площади, названной так по Владимирскому храму, перед которым и расположилась площадь. В 2000 году этот храм приобрел статус собора и полное его название теперь – Собор Владимирской иконы Божией Матери. А построен он был во времена царствования Екатерины II и освящен в 1783 году, кто был первым архитектором, достоверно неизвестно, да и достраивался, и перестраивался он еще до середины XIX века. Отдельно стоящую колокольню в два яруса сначала построил в 1791 году Джакомо Кваренги, а предположительно Франц Руска в 1848 году прибавил к колокольне еще один ярус, а еще через пять лет он же соорудил часовню и ограду.
Помните Арину Родионовну – няню «нашего все» Александра Сергеевича Пушкина? Так вот, ее после смерти отпевали в этой церкви. А еще в нее часто захаживал помолиться Федор Михайлович Достоевский, кстати, памятник ему находится неподалеку.
Знающие люди говорят, что стиль этого памятника архитектуры – переходный: от барокко к классицизму. Этот собор включает в себя две церкви: нижнюю – преподобного Иоанна Дамаскина и верхнюю – Владимирскую церковь. Имеет пять глав, позолота с которых в 30-е годы прошлого века была убрана, и вплоть до нашего времени купола были черными. Пять лет ушло на новое золочение куполов, которое закончилось лишь в 2019 году.
Мы заходили в этот собор, когда жили здесь неподалеку в 2022 году. Внутри я съемку не вел, зато мы неспеша прогулялись тогда и все запечатлели в небольшом, но уютном саду во дворе между храмом и колокольней. Вот так выглядел этот храм в сентябре 2022 года в утренних лучах солнечного света.
Вот так, вспоминая былое, мы и дошли до конечной точки этого петербургского путешествия. Посмотрев еще раз на Владимирский собор, мы переходим дорогу и направляемся на станцию метро «Владимирская», чтобы доехать до станции «Московская», оттуда на 39-м автобусе до аэропорта «Пулково», ну и соответственно, на самолете домой. Я очень надеюсь, что это наша поездка была далеко не последней, ведь еще столько интересных, неувиденных нами, мест здесь осталось!
Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!
И всего Вам доброго!