Найти в Дзене
Ваш психолог

«Зимняя вишня» свежим взглядом. Нереально фантастическая трилогия

Недавно захотелось пересмотреть любимое мною в ранней юности кино «Зимняя вишня» (1985г., 1990г., 1995г., реж. И. Масленников, автор сценария и книг В. Валуцкий). История, как мне казалось, о любви, которую герои пронесли через время, и счастье, которое их неизбежно настигает в финале трилогии. И что же я увидела сегодняшними глазами? Совершенно сексистскую историю, где все женские персонажи представлены какими-то недалёкими и бесконечно выбирающими страдания. Все, с кем спал главный герой, всю жизнь не могут его забыть(!). Любые варианты идут лесом рядом с этим весьма средним по всем показателям мужчиной, который во второй и третьей частях истории изрядно расплылся, обрюзг, любит выпить, не имеет постоянного достатка, имущества, промышляет мошенничеством, ну, конечно, все эти ухоженные бизнесмены и успешные иностранцы и в подмётки ему не годятся! Вообще первая часть истории кажется законченной и самой адекватной. Она снята с определённым настроением и рассказывает о непростых отношени
кадр из к/ф "Зимняя вишня"
кадр из к/ф "Зимняя вишня"

Недавно захотелось пересмотреть любимое мною в ранней юности кино «Зимняя вишня» (1985г., 1990г., 1995г., реж. И. Масленников, автор сценария и книг В. Валуцкий). История, как мне казалось, о любви, которую герои пронесли через время, и счастье, которое их неизбежно настигает в финале трилогии.

И что же я увидела сегодняшними глазами?

Совершенно сексистскую историю, где все женские персонажи представлены какими-то недалёкими и бесконечно выбирающими страдания.

Все, с кем спал главный герой, всю жизнь не могут его забыть(!). Любые варианты идут лесом рядом с этим весьма средним по всем показателям мужчиной, который во второй и третьей частях истории изрядно расплылся, обрюзг, любит выпить, не имеет постоянного достатка, имущества, промышляет мошенничеством, ну, конечно, все эти ухоженные бизнесмены и успешные иностранцы и в подмётки ему не годятся!

Вообще первая часть истории кажется законченной и самой адекватной. Она снята с определённым настроением и рассказывает о непростых отношениях женатого Вадима (В. Соломин) и влюблённой в него коллеги по работе Ольги (Е. Сафонова), а также показаны судьбы двух её подруг – Валентины (Л. Удовиченко) и Ларисы (Н. Русланова).

Внешне Ольга очень интересная молодая женщина 30-ти лет, за плечами развод, в соседней комнате маленький сын, вечная помеха её женскому счастью, которого она постоянно сплавляет на пятидневку в детсад, ради встреч с любовником.

Что Ольга нашла в этом мужчине? Что из всего курятника этот любвеобильный женатик выбрал именно её? Или она, по классике, действительно пребывала в наивном заблуждении, что он уйдёт от жены? Но ведь он этого никогда не обещал, наоборот, как все изменщики подобного толка (Бузыкин из «Осеннего марафона», любовник Лиды из «Ребра Адама», «муж наполовину» Нади Шевелёвой из «Иронии судьбы»), он её же ещё и виноватил за то, что мучает своими требованиями невозможного от человека, «который уже свою жизнь переменить не может».

Возможно, когда он «героически» перехватил её по пути в другую, как минимум безбедную, а возможно и более счастливую жизнь, Ольга ещё на что-то надеялась, но в конце она всё осознаёт очень чётко.

кадр из к/ф "Зимняя вишня"
кадр из к/ф "Зимняя вишня"

Её подруги, которые живут по одной вертикали подъезда друг под другом, во всём поддерживают друг друга, искренне переживают, выручают.

Лариса, тоже одинокая мама, с большой обидой на мужчин, спасается в трудный период своей жизни теорией о женской самостоятельности, но на самом деле она мечтает, чтобы и её так же полюбили, как Герберт Мартиновоч (И. Калныньш) Ольгу, подхватили на руки и унесли от всех проблем далеко-далеко…

Её монолог про зимнюю вишню, наверное, самый пронзительный в фильме. С такой болью и горечью говорит она о любви. Душевная, понимающая, раненая Лариса.

Что же с ней происходит в следующих частях истории? Она увольняется со стабильной работы на автобазе, где работают сплошь мужчины, и уходит в сомнительную и опасную структуру. Лариса становится водителем для эскорта при организованном борделе под видом частного извоза.

Автора сценария что, Ларисы в детстве покусали? За что такая судьба героине? Мол, хотела самостоятельности – получай по самое дальше некуда?

А Валя? Из хорошенькой простоватой молодой женщины, которая так бурно «репетировала будущую семейную жизнь» с ревнивым спортсменом, спустя 10 лет превратилась в крайнюю идиотку, которая не в курсе существования контрацептивов и, видимо, совершенно не в состоянии говорить «нет» всем проходящим мимо. В третьей части она рожает третьего ребёнка неизвестно от кого без каких-либо намёков на мужа или хотя бы постоянного партнёра.

Между повествованиями каждой части «Зимней вишни» проходит 5 лет. Таким образом, между первой и третьей частями минует ровно 10 лет.

В фильме есть момент, когда одну из юных работниц интим-сферы Лариса представляет, как старшую дочь Вали, хотя в первом фильме, у неё никаких детей не было…

Это уже не сексизм, а чёрт знает что такое.

Но вернёмся к основной истории недолюбви.

кадр из к/ф "Зимняя вишня-2"
кадр из к/ф "Зимняя вишня-2"

Итак, через 5 лет после неудачного «побега из курятника» мы узнаём, что Ольга всё-таки попыталась устроить свою жизнь заграницей (этим бабам только принцев заграничных подавай!). Она вышла замуж, родила дочь. Но вот новости – дочь-то оказывается от Вадима!

Рассказать любимому о беременности? Предъявить свои права и чего-то потребовать? Неееет, это не про Ольгу. Вот охомутать какого-то иностранного лошка, быстро выскочить за него замуж и предъявить потом рыжеволосую Катю – вот это в духе нашей героине. Так получается, по мнению автора? Ах, как эти женщины одновременно тупы и коварны!

Но старая любовь не ржавеет! И Ольга в своей роскошной и богатой жизни только и думает о любовнике из разрушенного совка.

Вадим тем временем продолжает менять любовниц мал мала меньше. Спустя годы, мы застаём его уставшим от жизни, но неутомимым в своих мужских похождениях с юной девицей по кличке Слоник, которая всё последующее время будет любить его неистово, строя совместное будущее своими маленькими хваткими ручками, и исступлённо плача, когда это «золото» перешло в другие добрые, вернее сказать, старые добрые руки.

И кто тут, позвольте спросить, «зимняя вишня»? Вадим 10 лет морозится от своих женщин, а «бабы по нём сохнут», даже бывшая жена, которой он изменял всю жизнь, отменяет свою новую жизнь, во имя старой любви!

Ольга же к концу трилогии так преисполнилась идеей счастливого конца своей сказки, что покупает ему дом, условную родословную и тащится из другой страны в этот полуразрушенный «дворец» с уже 9-летней дочерью, которая знает по-русски всего несколько слов, и одно из них волшебное.

Вслед уходящему обиженному в лучших чувствах Дашкову дочка кричит «Папа!», и… расколдовывает его…

кадр из к/ф "Зимняя вишня-3"
кадр из к/ф "Зимняя вишня-3"

Ох, товарищи, лучше бы я пребывала в счастливых заблуждениях юности, что эта история о любви и долгожданном счастье…