Реклама не только двигатель торговли, но еще и мощное средство пропаганды. Мы привыкли настороженно воспринимать это слово, однако изначально в нём не заложено отрицательного смысла. Пропага́нда (лат. propaganda дословно — «подлежащая распространению») — распространение взглядов, фактов, аргументов. Всё зависит от содержания и направления. Сто лет назад в огромной стране остро стоял вопрос ликвидации безграмотности, и эту задачу помогала выполнять в том числе реклама, пропагандировавшая грамотность, чтение, книги, библиотеки.
Нам, сегодняшним, кто привычно скроллит ленту новостей, проглядывая заголовки статей, выхватывает реплики в мессенджерах из пространства и с легкостью на них отвечает буквами, не понять и не прочувствовать, что мгновение назад по историческим меркам Россия на 80% была неграмотной. В крестьянском укладе в чтении не было острой нужды, но страна не могла оставаться аграрной, если хотела выжить. В новых условиях всеобщая грамотность стала необходимой. Декрет Совнаркома РСФСР «О ликвидации безграмотности» от 26 декабря 1919 года, обязал учиться всех в Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевших читать или писать. Однако, как это часто бывает, действовать закон начал не сразу после принятия, нужна была база. Только к осени двадцатого года в двадцати шести губерниях были созданы курсы учителей-ликвидаторов безграмотности, сокращенно ликбез. Армия педагогов за период с 1917 по 1927 годы, обучившая грамоте около десяти миллионов взрослых.
И наступило время чтения! Поглядите, какой коробейник. Вместо ситцев и парчи он несет книги. Хотя коробейники — это уже тоже пережиток прошлого, на село приходит техника, и смотрите-ка: Прежде перо приравнивали к штыку, теперь мирное время: «Книга и трактор в советской стране стройку колхозов ведут наравне». И сразу же, в противоположность культурным читателями, появляются Если кого из троих и можно оправдать, то правого товарища: «Ставит парень сгоряча след на книге от борща». Кто не читал за едой, пусть первым бросит в меня камень, всего-то и надо подсказать ему, чтобы ставил тарелку впереди книги. Левый красноармеец, который: «Сел на книгу он и гнет, и ломает переплет» — тоже особого криминала не совершает, хотя книга не стул, чего уж там. Но тот, что в центре, кому: «И не жаль для земляка на цыгарку пол-листка» — вот кто вандал. Фу таким быть!
И значит остро встает вопрос ликбеза в обращении со сшитыми и переплетенными листками, с которыми большинство этих людей прежде не имели дела. Целая серия плакатов посвящена воспитанию навыков правильного обращения с книгами, начиная с того, о чём нам с вами и в голову не пришло бы задуматься, потому что моторные навыки перелистывания страниц сформированы до сознательного восприятия действий, во время, когда взрослые читали нам вслух, а сами мы рассматривали картинки. У новых читателей таких навыков не было, и плакат объяснял: «Перелистывайте книгу бережно, не слюните пальцев, чтобы не помять и не запачкать страницы». А как хороша идея, что можно обернуть книгу, и тогда она не будет пачкаться. И в пандан идея закладки. А то некоторые чего только в книгу не пихают. А еще бумага не любит сырости. И теряет форму, если перегибать переплет, хотя вот этот сибарит прямо злостный: обратите внимание, одну книгу вывернул наизнанку, другую свернул в трубку. Не только о книгах не заботится, но и о собственной безопасности. Курение в постели до добра не доводит. Хотя, постойте-ка, чего это он в постели обутый, как американец? Может шпион-диверсант? Понятно тогда, отчего он наши книжки портит. И вечная тема еды за чтением (или чтения за едой). Вот всеобщая грамотность распространилась, и на смену необразованным красноармейцам, обижавшим книги по недомыслию, приходит самый настоящий… Каков мерзавец! Что, интересно, он рвет из книги? Подозреваю, что описания эротических моментов. А вы как думаете?
Советские бестселлеры: что читали наши бабушки и дедушки в XX столетии Празднуя наступление нового, 1900-го года, мало кто догадывался, что век кисейных барышень и французских романов навсегда остается в прошлом, и наступает век 20-й, жесткий и стремительный, век строительства нового мира, век новой литературы и новых героев. Читать дальше
Всеобщая грамотность привела и к проблемам другого рода — появились любители делать записи в книгах: Вот как непросто было желавшим высказаться о книге читателям во времена, когда не существовало LiveLib.
И возможности комментировать рецензию: здесь мы видим целый читательский чатик, прямо-таки слышишь: «Аффтар, убейся ап стенку!» Возвращаясь к теме ликбеза в обращении с книгами. В современных не бывает неразрезанных страниц, но прежде такое случалось, вы наверняка встречали у Агаты Кристи нож для разрезывания страниц. И вот такой читательский лайфхак: Вопрос бережного обращения с книгой встает на повестку дня очень остро, и вот целая подборка плакатов на тему: Этот плакат напоминает, что не только собака и управдом, но также и книга — друг человека.
У этого мальчика тот же творческий зуд в кончиках пальцев, что у троицы комментаторов: А этому повезло вовремя получить отеческое наставление, подкрепленное авторитетом самого главного пролетарского писателя: И теперь он сам вовлекает друзей в чтение нон-фикшна. Потому что… Почти как у «Агаты Кристи», только не писательницы, а названной в честь нее группы: «На ковре-вертолете мимо радуги. Мы летим, а вы ползете, чудаки вы, чудаки!»
Но не всё так лучезарно, есть в библиотечном мире и такие читатели, которые задерживают книги: И даже вот такие злостные рецидивисты: И это в то время, как: А также: Просто негодяй, не только лишает нас прав, но и мешает исполнять обязанности!
Но на стороне дисциплинированных читателей вот такие крепкие парни в пиджаках: И румяные девчата. Любя книгу, не стоит забывать о периодике, ведь журнальные публикации позволяли познакомиться с лучшими новинками раньше их выхода в книжном формате. Наше путешествие в мир советского плаката, пропагандирующего чтение, получилось не очень долгим, но достаточно содержательным, да и могло ли быть иначе:
Текст: автор канала «Читаем с Майей» Майя Ставитская
От редакции: вместе с Майей мы похихикали над визуальными агитками тех времен и подумали, что наш способ побудить к чтению будет намного эффективнее. Речь о Книжном вызове, конечно! Посудите сами: поставить перед собой цель, подобрать литературу, с чувством выполненного долга менять цифры на счетчике платформы, участвовать в конкурсах по Книжному вызову и видеть, что ты не один. Красота же! Присоединяйтесь, если вы еще не в деле!