Найти в Дзене

Шубин Федот Иванович – величайший русский скульптор эпохи Екатерины Великой

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Сегодня в рамках нашей виртуальной экскурсии по «Некрополю XVIII века» я хочу рассказать о крупнейшем мастере портретной скульптуры русского классицизма второй половины XVIII века, академике Императорской Академии художеств

Шубине Федоте Ивановиче (1740–1805)

Автопортрет. 1794. Государственный Русский музей.
Автопортрет. 1794. Государственный Русский музей.

Родился будущий ваятель в деревне Тючковская Архангелогородской губернии в семье свободного крестьянина Ивана Афанасьевича Шубного (1704—1759), потомственного поморского мастера резьбы по моржовой кости. Нужно сказать, что Иван Афанасьевич был не только искусным мастером, но и человеком по тем временам хорошо образованным. Именно он стал первым учителем жившего по соседству мальчика Миши Ломоносова, а когда тот в декабре 1730 года собрался с рыбным обозом в Москву снабдил его тремя рублями на дорогу.

Вполне естественно, что сын Ивана Афанасьевича Федот с раннего детства начал осваивать под руководством отца искусство резьбы и ваяния. После смерти отца, в 1759 году он по примеру своего великого земляка покидает родной дом с рыбным обозом, но направляется не в Москву, а в Санкт-Петербург. Здесь он находит Ломоносова и по его протекции поступает в Академию художеств, где становится одним из лучших учеников.

О его успехах свидетельствует тот факт, что в 1766 году он окончил Академию не просто с Золотой медалью, что само по себе свидетельствует о выдающемся таланте, но и был удостоен «Аттестата со шпагою», что давало его обладателю первый офицерский чин и личное дворянство.

В 1767 году Федот Шубин вместе с несколькими другими лучшими выпускниками Академии проявившими «хорошие успехи, добронравие, честное и похвальное поведение» направляется в Париж, где в течение трех лет совершенствует свое мастерство под руководством скульптора Ж.-Б. Пигаля. После трехлетнего пребывания в Париже с разрешения руководства Академии отправляется в Италию, где создает множество произведений, принесших ему славу одного из лучших ваятелей Европы своего времени. Работая за границей, он никоим образом не терял связи с Россией и среди его работ того периода:

Бюст Екатерины II.1771 год. ГТГ
Бюст Екатерины II.1771 год. ГТГ
Бюст А. Г. Орлова 1771 год. ГРМ
Бюст А. Г. Орлова 1771 год. ГРМ

и многих других видных деятелей той эпохи.

По возвращении в Россию, Екатериной II было повелено «никуда Шубина не определять, а быть при особе Ея Императорского Величества».

По свидетельствам современников Шубин был великолепным мастером скульптурного портрета способным передать не только внешнее сходство, но и способный проникнуть во внутренний мир человека, которого изображал. Благодаря его таланту мы сегодня можем видеть, какими были многие выдающиеся деятели века золотого Екатерины. Предлагаю вам взглянуть лишь на несколько работ замечательного мастера из экспозиции Государственного Русского музея.

А. А. Безбородко
А. А. Безбородко
М. В. Ломоносов
М. В. Ломоносов
Г. А. Потемкин
Г. А. Потемкин

За более чем 30 лет активной творческой деятельности, Шубин создал десятки скульптурных портретов своих современников. Кроме того, в 1774—1775 годах Шубин создал серию мраморных барельефов с изображением князей и царствующих особ от Рюрика до Елизаветы Петровны для круглого зала Чесменского дворца.

-7

Вершиной творчества Федота Ивановича Шубина считается статуя «Екатерина II — законодательница» (1789—1790) изображающая императрицу в образе богини Минервы.

Государственный Русский музей
Государственный Русский музей

Федот Иванович Шубин скончался 17 (24) мая 1805 года. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1935 году прах и надгробие были перенесены в «Некрополь XVIII века».

-9

Мраморный памятник выполнен в форме восьмигранного пилона, увенчанного вазой-светильником, символизирующей как известно добродетель и неугасимую память
На фусте пилона располагается мраморный медальон с портретом Федота Ивановича.

Автором памятника считается Якоб Земмельгак который был учеником Шубина, работал с ним в одной мастерской и специализировался на изготовлении надгробных памятников.

С 1950-х годов на памятнике Ф. И. Шубину установлена копия барельефа-портрета, в то время как оригинал экспонируется в Благовещенской усыпальнице, также являющейся частью Государственного музея городской скульптуры.

Как я уже говорил значительная часть работ Ф. И. Шубина находится в Государственном Русском музее. В 1959 году в Михайловском саду рядом с музеем был установлен памятник великому скульптору.

Фото начала 70-х годов прошлого века
Фото начала 70-х годов прошлого века

Автором подгрудного бронзового бюста, установленного на цилиндрическом постаменте в виде колонны из розового гранита, стал известный ленинградский скульптор Виктор Александрович Синайский (1893–1968)

В 2003 году в связи с началом работ по реконструкции Михайловского сада с целью возвращения ему, исторического облика памятник был демонтирован.
В настоящее время его можно увидеть в открытом дворе Музея городской скульптуры в Чернорецком переулке.

-11

На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.