Найти тему

Смута: Историческое приключение для обладателей мощных компьютеров

«Смута» – одна из самых известных отечественных игр последнего времени. Кто-то ее искренне ждал, другие ругали, вскоре о ней услышали даже те, кто в игры не играет. И вот, спустя череду переносов и скандалов, она наконец вышла…

Смутная эпоха в четком разрешении

-2

Начало встречает акварельными зарисовками и кратким пересказом предшествующих событий. На дворе начало 17-го века, в стране бардак. Часть бояр присягнуло польскому королевичу Владиславу, но руководство державы не может контролировать ситуацию, а дороги полны разбойников.

В главной роли – молодой боярин Юрий Милославский, решивший послужить отечеству в трудную минуту. Игра позиционирует себя, как экшен-приключение, стало быть, большое внимание уделено сюжету.

-3

Лично мне показалось, что главный герой звучит несколько современно… Не скажу, что прямо уж "пацан из подворотни", но голосу не хватает жесткости и какой-то «старорежимности». В остальном, озвучка терпимая. Другое дело, что диалоги не всегда интересные и сводятся к «принеси-подай». А попытки пошутить – напрягают. Например, боярин подкалывает немца – дескать, в их стране мужики одеваются в женское платье. Право, от игры на историческую тему ждешь, что та будет погружать в события прошлых лет, а не иронизировать над современностью.

Радует, что озвучена массовка – обитатели городков и деревень. Женщины, старики или дети постоянно болтают о чем-то своем, оживляя родные селения. Другое дело, что поболтать получится только с сюжетными персонажами, да и на героя массовка не очень реагирует…

Не боярское это дело диалоги пропускать!

-4

Некоторые ролики можно было бы если не выкинуть, то разбавить игровым процессом. Самый яркий пример – начало. Боярин спасает казака, сидящего на дереве, от волчьей стаи. И все это – на протяжении неинтерактивного ролика! Можно было бы «вручную» раскидать волков, а казак при этом бы комментировал с дерева происходящее (или спрыгнул бы и помог). Понимаю, что на такие эпизоды уйдет больше времени и усилий, но с самого начала показывать битву, в которой игрок не участвует? Сомнительно…

Постановка роликов на среднем уровне. Некоторые персонажи выглядят чересчур молодо, бороды будто наклеенные, иногда в массовке видно, что это лицо мы уже встречали в другой деревне… Хотя бывают и обратные случаи. В сценке, где герой подслушивает, как холопы болтают о женщинах, мужику явно за 50, а он рассказывает, какой он из себя юный.

-5

Не скажу, что сюжет совсем плохой. Бывают и живенькие моменты. Например, герой натыкается на разбойников, расправляется с ними, а последнего застреливает прекрасная незнакомка. Молодые люди обменяются колкостями, и девушка исчезнет в неизвестном направлении.

Иногда игроку дают выбор – простить холопа или наказать? Или нагрубить врагу или попытаться его убедить? Но в целом сказывается книжный первоисточник – история линейна, выбрать сторону не получится.

Вы спросите, к чему столько внимания сюжету и способам его подачи? Да потому что он занимает львиную долю игры! Вообще, «Смута» ощущается как «беготня–ролик–сражение–повторить в случайном порядке».

Иди туда - покажут куда, принеси то - скажут что

-6

Беготне тоже следует уделить внимание. Управление не слишком отзывчивое. Передвигаться по миру не очень удобно – бегает герой не слишком шустро, а в деревнях постоянно натыкаешься на местных жителей и препятствия. В других играх маломальскую ограду можно перепрыгнуть, а прохожие разлетаются в сторону… Но не в «Смуте». Лично я два раза безвылазно застревал в декорациях – и не мог оттуда выбраться, потому что прыгать нельзя.

Направление задания всегда указывает компас, но он, из-за многочисленных деревенских закоулков и тупиков, не очень удобен. А ключевой персонаж выделяется только тогда, когда до него остается несколько метров. К счастью, поиски можно облегчить, если включать своего рода «рентгено-видение», подсвечивающее весь интерактив. Но мини-карта тоже бы не помешала.

-7

Передвижение по миру призвана облегчить лошадь. Она прибегает по первому же свистку, кое-как разгоняется… И конечно же застревает в деревьях и прочих заграждениях (прыгать она тоже не умеет). А если покинуть седло, она растворится прямо в воздухе.

К слову, мир вроде как открытый, но пустоватый. В нем полно невидимых преград, и свободно исследовать его не получится. Можно попробовать искать сундуки с предметами, улучшающими характеристики героя. Вероятно, на высокой сложности они пригодятся больше… Но это занятие на любителя.

Стреляй, руби - кругом враги

-8

И вот мы плавно перешли к игровому процессу. Проходил я «Смуту» на среднем уровне сложности, битвы удавалось побеждать элементарным закликиванием «левая-правая мышка». Не удивлюсь, если на геймпаде будет удобнее (я его подключать как-то поленился). Можно дать врагу пинка или блокировать его атаку. Можно выстрелить из пистолета или использовать спец-умение и увернуться.

Также целесообразно менять оружие во время боя. Особенно запомнилось как я пытался заколоть вражеского стрелка рогатиной, а он юрко уворачивался от каждого удара. С таким оружием – лучше на медведя (кстати, соответствующая миссия будет).

-9

Враги часто нападают подвое-потрое. Приходится держать неприятелей в поле зрения и вычленять наиболее слабых, чтобы расправиться с ними в первую очередь.

В целом, бои в меру интересные, но реализация напоминает игры 15-летней давности. Даже добивать лежачих нормально нельзя! Один раз во время боя у меня завис… Враг. Перестал нападать, и атаковать его тоже было нельзя. Пришлось перезагрузиться, благо сохранения частые. Но потерянных минут не вернуть…

-10

А еще была миссия, где ночью нужно перебить разбойников на складе. Я переждал до утра и вернулся на место, чтобы доложиться купцу… И тут на меня внезапно, будто из воздуха, напали стрельцы с воплями в духе «Держи Милославского!». Это при том, что я сам в это время проходил задания стрельцов. Может, это случилось потому, что я переоделся в костюм, напоминающий Жоржа Милославского из комедии «Иван Васильевич меняет профессию»? Кто знает…

Зато реализована возможность скрытного прохождения – медленно крастся, кидаться камнями, отвлекая внимание, и резать противников со спины. В чем-то примитивно (враги иногда будто слепые и не видят, как товарищ в двух шагах испускает дух), но эффектно.

Игра о прошлом с заделом на будущее

-11

Что же до графики… Признаюсь, начал на средних – тормозило. Пришлось понизить до низких. Тормозить стало меньше… Возможно, с патчами производительность улучшится.

Напрягло почти полное отсутствие физики. Ладно, то что лежащую на земле чурку или лукошко нельзя пнуть. Так тела, падая, проваливаются сквозь окружающий мир!

От себя добавлю: Если одна из главных целей «Смуты» – образовательная, то почему нету вида из глаз? Это как ходить в музей и смотреть на экспонаты исключительно через плечо других посетителей! Впрочем, убранство местных палат бедновато даже у князей. Могли бы и побольше предметов того времени разложить!

-12

В целом, «Смута» получилась гораздо лучше, чем я ожидал. В игровом плане малость устаревшая. Но, по-видимому, тематика старины обязывает, да я и сам не гнушаюсь запускать игры прошлых лет. Я провел не самые скучные часы, что подпортили тормоза и глюки. Разумеется, ни о каком убийце «Ведьмака» или успехе уровня Atomic Heart речи не идет. Практически не было моментов, когда я не вспоминал другие игры, где те или иные механики реализованы гораздо лучше.

Но и до провала Lada Racing Club тоже далеко… А если вы не помните о Lada Racing Club, то я рад, что это недоразумение из нулевых наконец-то позабыли!

Благодарим за внимание! Будем рады любой оценке или комментарию!

У нас есть обзор на все игры по "Волкодаву" и материал про отмененные игры по «Ведьмаку». Также у нас найдутся обзоры других фантастических игр!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц