Найти тему

Книги, игры, сериалы: Когда «Волкодав» догнал и перегнал «Ведьмака»

"Волкодав из рода Серых Псов" собрал в 4 раза больше своего бюджета, но продолжения так и не получил. © Централ партнершип
"Волкодав из рода Серых Псов" собрал в 4 раза больше своего бюджета, но продолжения так и не получил. © Централ партнершип

Сериал «Ведьмак» покоряет мир, вызывая (подобно в свое время «Игре Престолов») волну восторга и недовольства и повышая спрос на сопутствующую продукцию (игры, например). Нам, россиянам, это особенно приятно, потому что «Ведьмака» мы оценили по достоинству, когда он еще был книжным циклом (и в США про него слыхом не слыхивали). Но вместо того, чтобы радоваться чужим успехам, можно вспомнить, что у нас самих есть схожая мультимедийная вселенная, которая догоняет «Ведьмака» если не по качеству, так по количеству и разнообразию. Речь идет снова (да, мы о нем уже писали!) о «Волкодаве».

Безусловно, в лоб их сравнивать бесполезно (именно поэтому «Волкодав» не вошел в нашу подборку похожих на «Ведьмака» книг). Поклонники славянского фэнтези скорее предпочтут «Волкодава», а западного – «Ведьмака». Но у них похожий путь развития. Оба несли яркий колорит родины авторов (Польши в случае с «Ведьмаком»). Оба протагониста были своего рода антигероями, которым предстоял сложный выбор. Оба породили межавторские ответвления. И по каждому из них сделали сериал, фильм и целых ТРИ компьютерных игры.

Поэтому не будем сравнивать вселенные книг, глубину персонажей и прочие важные моменты первоисточников. А вместо этого взглянем на те продукты, которые породили известные серии.

Прежде всего хочется коснуться фильмов. «Волкодав» оказался практически единственной в России постановкой отечественного «высокого фэнтези» («Ночной» и «Дневной» Дозоры – городское). Случай с «Ведьмаком» для Польши аналогичен. И обе экранизации считаются неудачными.

Кино-ведьмак не понравился даже полякам, но кое-какие достоинства у него найдутся. © Telewizja Polska, Heritage Films
Кино-ведьмак не понравился даже полякам, но кое-какие достоинства у него найдутся. © Telewizja Polska, Heritage Films

Но у «Волкодава» над «Ведьмаком» есть огромное преимущество. Фильм про последнего из рода Серых Псов был снят с нуля. В то время, как «Ведьмак» - это нарезка из польского сериала. Не смотревшим телеверсию, но читавшим книгу, она, конечно, будет понятней, но это не отменяет ее вторичности.

И, в тоже время, «Ведьмак», несмотря на всю «трэшовость», гляделся как-то поживее «Волкодава». Отечественный киноэпик из меланхоличности оригинала переходил местами в откровенную скуку и казался затянутым.

Но снят он был с бОльшим размахом (и бюджетом), позволявшим ему считаться отечественным аналогом «Властелина Колец» (кстати, у нас есть статья, где мы пытались разобраться, есть ли в России свои «Звездные Войны»). Да и некоторые зарубежные критики сдержанно хвалили картину, сравнивая ее с «Конаном».

"Молодой Волкодав" нашел своих почитателей, но подавляющее большинство зрителей его проигнорировало.  © НТВ-Кино
"Молодой Волкодав" нашел своих почитателей, но подавляющее большинство зрителей его проигнорировало. © НТВ-Кино

А вот с сериалом по «Волкодаву» все не так просто. Разумеется, ставить отечественную постановку против американского «Ведьмака» будет несправедливо. Но можно снова ограничиться странами происхождения оригиналов.

И если с польским сериалом все понятно – это «расширенная» версия кинофильма, значит, и бюджеты сравнимы. То сериал «Молодой Волкодав» ощутимо уступает в дороговизне постановки «старшей» версии. К тому же, он позволяет себе куда больше отсебятины. А польский «Ведьмак» сильнее опирается на первоисточник, может похвастаться неплохим подбором актеров и считается гораздо лучше фильма.

«Молодой Волкодав» же, хоть и сохранил исполнителя главной роли, полон бессмысленных эпизодов, чья задача заполнить время.

И хотя оба сериала сложно рекомендовать любителям фэнтези в целом, поклонники первоисточников наверняка давно их для себя открыли (надолго ли их хватило – это уже другой вопрос).

Первое ответвление по "Волкодаву" вышло через год после оригинала... но мало чем могло с ним сравниться. © АСТ
Первое ответвление по "Волкодаву" вышло через год после оригинала... но мало чем могло с ним сравниться. © АСТ

А в чем «Волкодав» точно превосходит «Ведьмака», так это в количестве официально выпущенных межавторских циклов. По миру Сапковского в России вышло только два сборника рассказов от других авторов (причем, один из сборников состоит исключительно из произведений русскоязычных писателей). Без вмешательства же самой Марии Семеновой вышло целых 10 книг. Среди авторов романов были такие уважаемые писатели, как Елена Хаецкая. Теперь эти книги во многом подзабыты, но и сборники по «Ведьмаку» не оставили существенной отметины на жанре.

А еще по «Волкодаву» вышло три полноценных игры. Столько же, сколько и у «Ведьмака»! И если игры про последнего были разобраны не раз (и, в общем, они и причина возросшей популярности Геральта из Ривии по всему миру), то про виртуальные приключения соотечественника то же самое сказать нельзя. Но так ли они плохи?

Все игры по фэнтези книгам Семеновой тяготеют к ролевому жанру, но своему появлению обязаны прежде всего выходу фильма, а персонажи срисованы с актеров.

Кроме прочего, "Месть Серого Пса" единственная из трех игр, которая заслужила право быть изданной на Западе. © Primal Software, Акелла
Кроме прочего, "Месть Серого Пса" единственная из трех игр, которая заслужила право быть изданной на Западе. © Primal Software, Акелла

Лучшей среди игр считается «Волкодав: Месть Серого Пса». Это ролевая игра с уклоном в экшен, наподобие Dungeon Siege. У него лучшая графика, плавнее, чем у конкурентов, подается сюжет, но без недостатков не обошлось. Например, по умолчанию камера расположена за спиной Волкодава, но управление - исключительно мышкой (впрочем, можно сделать вид сверху). Диалоги персонажей почти не озвучены. А еще жуткий дисбаланс, когда стрелы превращаются в оружие массового поражения (и зная это, развивать «ближний бой» не имеет смысла). Ну и, конечно же, малая для ролевой игры продолжительность. Впрочем, кому-то это плюс, ведь игра с немногочисленными побочными заданиями не успевает надоесть.

Графика "Последнего из рода Серых Псов" смотрится бедно, особенно вблизи. А высоко камеру игра поднимать не позволяет.  © 1С, Meridian'93
Графика "Последнего из рода Серых Псов" смотрится бедно, особенно вблизи. А высоко камеру игра поднимать не позволяет. © 1С, Meridian'93

В этом плане «Волкодав: Последний из рода Серых Псов» считается блеклой тенью «Мести Серого Пса».

Игра напоминает «Не время для драконов», о которой мы писали, но хуже буквально во всем – в графике, в балансе, в сюжете… Впрочем, не катастрофически хуже. Есть побочные квесты и разнообразие противников. Напарники, хоть и не полноценные участники отряда, но кое-как сюжет двигают.

По факту, у игры есть преимущества над «Местью». Например, озвучены почти все диалоги. Игроки жаловались на высокую сложность, но этот недостаток снижается, стоит только постоянно использовать навык «повышенный набор опыта». А денег всегда хватает на целебные и усиливающие зелья.

Есть и приятные дополнения – Волкодав ходит не один. Вначале игры можно будет подобрать пса, который набирает уровни вместе с хозяином. Главное, чтобы не убили в напряженных схватках, ибо его зельями не вылечишь, как и других напарников. Они присоединяются и исчезают по ходу сюжета, и далеко не всегда помогают в бою. Есть, конечно, кроме общей вторичности, и разочаровывающие моменты. Например, Волкодаву за выполнение квестов открывают доступ к небольшим подземельям с сокровищами. Но там часто лежит ненужное барахло, которое даже продавать нет особого смысла (денег скоро становится через край). Или по сюжету нельзя возвращаться в предыдущие локации (особенно обидно, когда в пещере оставил «схрон» в сундуке).

Можно сдержанно похвалить искусственный интеллект противников - они применяют эффектные спец-атаки (например, разбегаются и сбивают с ног, но можно увернуться), а когда близки к гибели - могут выпить зелья или убежать.

В целом, игра, хоть и не очень разнообразна, но проходима, не говоря о том, что длиннее предыдущей.

Позже разработчики создали успешный War Thunder, так что остается только посетовать, что из "Пути воина" не сделали авиасимулятор...  © 1С, Gaijin Entertainment
Позже разработчики создали успешный War Thunder, так что остается только посетовать, что из "Пути воина" не сделали авиасимулятор... © 1С, Gaijin Entertainment

И вот мы переходим к последней игре – «Волкодав: Путь воина». Ирония судьбы, но студия разработчиков Gaijin Entertainment – единственная среди создателей перечисленных продуктов, которая до сих не закрылась. Значит ли это, что нас ждет лучшая игра? Увы… Это по большей части экшен с ролевыми элементами в духе, например, Devil May Cry. Качество его выполнения не на высоте, но проект короткий и мог быть вполне терпимым, если бы не одно но...

Во всех трех играх очень раздражают миссии по защите ключевых персонажей. В «Пути Воина» подобные моменты иногда буквально непроходимы. А все потому, что в прочих версиях спасало сохранение в любой момент, а в варианте от Gaijin эта привилегия доступна только между уровнями.

И в заключение можно вспомнить настольные игры по "Волкодаву". Не самые плохие, но у "Ведьмака" - десятки более интересных образчиков.

В общем, несмотря на то, что «Волкодав» Марии Семеновой произвел на свет рекордное количество ответвлений и адаптаций, большинству из них тяжело тягаться с вариациями на тему «Ведьмака». Ни одна из русскоязычных компьютерных игр не дотягивает даже до The Witcher Adventure Game. Но это не отнимает у «Волкодава» звание крупнейшей медиафраншизы отечественного фэнтези. В этом плане с Семеновой могут потягаться лишь Стругацкие… но это уже тема для отдельного разговора.