Найти в Дзене
Николай Ш.

На изломе. Глава 5. Неделей ранее

Председатель комитета вернулся от генерального в неважном расположении духа. Виктор Михайлович был недоволен приёмом, оказанным ему первым лицом, и с раздражением думал о том, что, просидев в кабинете руководителя не меньше часа, он так и смог понять, зачем Михаил Сергеевич пригласил его к себе. «Никакой конкретики, сплошная вода. – Не успокаивался Чебриков, устраиваясь за рабочим столом. – Странно, я старше всего на восемь лет, а чувствую себя рядом с ним старым маразматиком! Я его просто не понимаю. Иногда мне кажется, что Юрий Владимирович ошибся в своей оценке Горбачёва. Ладно. К чему всё это? Время вспять не повернуть и ошибки не исправить. Вопрос в том, было ли это ошибкой? Не Романова же к власти допускать? Андропов даже пальцем не пошевелил, когда запустили «утку» по поводу шикарной свадьбы дочери Григория Васильевича и разбитых сервизов из Эрмитажа. Дескать, на каждый вражий чих не набегаешься. Всё, хватит! Иногда мне кажется, что руководство больше занято внутренними интригам

Председатель комитета вернулся от генерального в неважном расположении духа. Виктор Михайлович был недоволен приёмом, оказанным ему первым лицом, и с раздражением думал о том, что, просидев в кабинете руководителя не меньше часа, он так и смог понять, зачем Михаил Сергеевич пригласил его к себе. «Никакой конкретики, сплошная вода. – Не успокаивался Чебриков, устраиваясь за рабочим столом. – Странно, я старше всего на восемь лет, а чувствую себя рядом с ним старым маразматиком! Я его просто не понимаю. Иногда мне кажется, что Юрий Владимирович ошибся в своей оценке Горбачёва. Ладно. К чему всё это? Время вспять не повернуть и ошибки не исправить. Вопрос в том, было ли это ошибкой? Не Романова же к власти допускать? Андропов даже пальцем не пошевелил, когда запустили «утку» по поводу шикарной свадьбы дочери Григория Васильевича и разбитых сервизов из Эрмитажа. Дескать, на каждый вражий чих не набегаешься. Всё, хватит! Иногда мне кажется, что руководство больше занято внутренними интригами вместо реальной работы на благо страны. Не к добру это всё. Ох, не к добру». Поостыв, Виктор Михайлович прошёлся по кабинету и, вернувшись к столу, нажал кнопку селектора:

- Пригласите ко мне начальника второго главка.

***

Генерал закончил доклад по текущим делам и, закрыв папку, вопросительно взглянул на Председателя:

- У вас есть замечания к работе управления? Готов выслушать, принять к сведению и внести коррективы.

Чебриков вздохнул. Ему стало неловко перед заместителем, поскольку, не сумев до конца справиться с переживаниями, выслушал отчёт без должного внимания. Полистав для вида рабочую тетрадь, Виктор Михайлович всё-таки заставил себя собраться и начать разговор, ради которого пригласил подчинённого:

- Нет, Иван Алексеевич, по текущим делам у меня замечаний нет. Буду с вами предельно откровенным: мне не нравится возня западной прессы вокруг имени первого секретаря московского комитета партии Ельцина. Товарищ не так давно приступил к обязанностям, а за кордоном нет-нет, да и проскочит статейка о его, скажем так, неординарных подходах к делу. На мой взгляд, нам следует рассмотреть минимум два варианта развития событий. Либо Бориса Николаевича, по непонятным пока причинам, хотят дискредитировать в глазах высшего партийного руководства. Либо напротив, решили сделать на него ставку как на перспективного агента влияния. В будущем, конечно. Со всеми, так сказать, вытекающими. Должен заметить, что и в том, и в другом случае вам необходимо обеспечить надлежащий контроль над его окружением. При чём не только над ближайшим. Нам нужны преданные люди, скажем так, на дальних подступах. Политика открытости внешнему миру, проводимая партией, безусловно, верна и является единственно правильной. Но она многократно усиливает ответственность комитета в плане чистоты партийных рядов. Мы обязаны, Иван Алексеевич, обеспечить безопасность коммунистов руководящего звена и оградить их от возможных происков со стороны враждебных элементов. Это только на словах запад ждёт нашего пришествия с распростёртыми объятиями. Не мне вам говорить, что в реальности количество врагов нашей страны увеличивается чуть ли не в геометрической прогрессии. Как и количество «туристов», имеющих прямое либо косвенное отношение к спецслужбам. Только законченный идеалист-романтик может думать, что империалистам нужен сильный Союз. – Спохватившись, что наговорил лишнего, поспешил перейти к делу. - У вас есть соображения по этому поводу?

Генерал сделал вид, что не заметил излишней эмоциональности Председателя. Он знал, что руководитель вернулся из Кремля и догадался, что поездка, как говорится, не задалась. Маркелов понимал, что Чебриков просто не имеет возможности называть вещи своими именами, и поэтому ограничился только одной фамилией высокопоставленного, но всё же не имеющего значительного влияния на политическую жизнь государства партийца. Иван Алексеевич мог, не выходя из кабинета, добавить к этой фамилии ещё с десяток, подкрепив информацию достоверными фактами. Однако, благоразумие взяло верх. Начальник главка посчитав, что всему своё время, решил не преступать черту, обозначенную руководителем:

- Комплекс мероприятий уже запущен, Виктор Михайлович. Наши аналитики подготовили справку, из которой следует, что интерес зарубежных спецслужб к персоне первого секретаря МГК — это стандартная реакция на назначение нового руководителя. На сегодняшний момент Борис Николаевич ещё не обрёл серьёзного политического веса, поскольку только осваивается в новой должности и формирует команду. Личность, безусловно, неординарная и, можно сказать, амбициозная. Но его амбиции — это амбиции «удельного князька», который верой и правдой служит «государю». Не более того. Специалисты уверены, что Ельцин твёрдо придерживается политики партии и не склонен к ревизионизму, а тем более к авантюризму. Хотя некоторые предпосылки к тому есть. Если коротко, то он не способен самостоятельно сформулировать цель, выработать эффективную политическую программу, отвечающую запросам общества и воплотить её в жизнь. Для этого ему нужен руководитель. А если уж совсем коротко, то он «ведомый», а не «ведущий» …

Чебриков редко позволял себе перебивать докладчика. Но сегодня ему было не до этикета:

- Я вас правильно понял, Иван Алексеевич, что если Ельцину оказать надлежащую интеллектуальную и материальную поддержку, то он вполне может поднять уровень своих амбиций от местечковых до государственных? Тем более, что обстановка в стране не так стабильна как нам бы хотелось. Слишком много развелось псевдореволюционеров. Диссиденты снова в моду вошли. Впрочем, я не об этом.

Маркелов задумался на несколько секунд, а затем ответил не очень уверенным тоном:

- Если оставить в стороне идеологию, то да.

Председатель с трудом сдержал раздражение. Он не любил уклончивых ответов:

- Забудем на время об идеологии. Я хотел бы в общих чертах ознакомиться с планом оперативных мероприятий. Вы готовы?

- Так точно. – Генерал снова открыл папку с документами. – Разрешите?

***

Поздним вечером генерал Маркелов, вернувшись от Председателя, вызвал к себе начальника отдела на внеплановое совещание. Ознакомив полковника с коррективами, внесёнными в план Чебриковым, изучающе посмотрел на подчинённого:

- Что думаешь, Фёдор Иванович? Не рано ли мы волну разгоняем?

Опытный оперативник, понимая озабоченность начальника, поспешил успокоить генерала:

- Умные люди говорят: «Лучше раньше, чем никогда». Профилактика лишней не бывает, Иван Алексеевич. Тем более, что есть информация к размышлению. В ближнем окружении Ельцина присутствует такой Коробов Юрий Алексеевич. Старый соратник Бориса Николаевича. Настолько преданный своему шефу, что тот планировал назначить его на своё место. Что-то там не сложилось, и Ельцин забрал Коробова в столицу.

- Не вижу связи, товарищ полковник. По крайней мере, пока не вижу. Поясни. – Генерал устал и не собирался скрывать это от подчинённого. - Причём здесь полный тёзка Гагарина?

Фёдор Иванович охотно согласился:

- Вы правы, Иван Алексеевич. Связь слабовата. Но дело в том, что сын Коробова, можно сказать, был сослан в Афганистан, во избежание судебного преследования. История тёмная, но мы её поднимем при необходимости. Согласитесь, случай неординарный. Я имею в виду службу младшего Коробова в ограниченном контингенте.

- И что? – Маркелов начал выходить из себя. – Не тяни Фёдор. И без тебя голова трещит. Председатель всю душу из меня вынул, а теперь ты со своими Коробкиными.

Полковник не стал поправлять начальство, а сразу приступил к главному:

- А то, что Коробов-младший попал в плен и какое-то время был вынужден контактировать с сотрудником ЦРУ Джейком Робертсом. Завтра-послезавтра материалы по делу Павла Коробова поступят в отдел.

В глазах начальника появился интерес:

- Я начинаю понимать тебя. Продолжай.

Фёдор Иванович торжествующе улыбнулся:

- Всё сходится, товарищ генерал. Сын Коробова на днях возвращается в отчий дом, а господин Робертс направляется в Москву как специалист-консультант по работе с молодёжью. Мы уже запросили материалы на него у коллег. Мне кажется, что встреча старых «друзей» неизбежна. Связь, конечно, микроскопическая, но лиха беда начало. Главное - есть за что зацепиться.

- Лихо! – Генерал даже руки потёр от удовольствия. – Кому думаешь поручить разработку?

- Капитану Трунову. Это его тема. Сам в Афгане повоевал. Найдёт общий язык и с тем, и с другим. - Немного подумав, решился. – Кстати сказать, Виктор Михайлович в курсе истории Коробовых. Насколько я помню, отец обращался к нему за помощью.

Начальник главка пожал плечами. Мол, Чебриков много чего знает. Ему по должности положено.

Не дождавшись ответа, Фёдор Иванович закончил, старясь не смотреть на руководство:

- Если мне не изменяет память, то Коробов-младший сумел добраться до правительственного самолёта. Под эту лавочку наш Ошпаренный с десяток человек к госнаградам представил. Так сказать, «непосредственных участников» …

Генерал, машинально оглядевшись по сторонам, осадил не в меру разошедшегося подчинённого:

- Ты словами-кличками не бросайся. Не надо. Что за жаргон? «Лавочка», «Ошпаренный». Не приведи Господь, «Сам» узнает, как его подчинённые прозвали. Оргвыводы последуют жёсткие. Даже не сомневайся.

Продолжение следует.

Гл. 4. https://dzen.ru/media/id/5ec8dc26b0fd9d46fdb0f971/na-izlome-glava-4-zvonok-660d9ee69c7e2d2407c04c07

Начало. https://dzen.ru/media/id/5ec8dc26b0fd9d46fdb0f971/na-izlome-glava-1-cheta-korobovyh-ch-1-6600728a8e20885efd58e07f

Повести и рассказы «афганского» цикла Николая Шамрина, а также обе книги романа «Баловень» опубликованы на портале «Литрес.ру» https://www.litres.ru/