Сегодня, наверное, практически невозможно встретить человека, который бы не слышал об Эйфелевой башне – самом узнаваемом французском архитектурном объекте и, по сути, общепризнанном символе Парижа. Эйфелева башня была построена в 1889 году, и первоначально задумывалась как временное сооружение, которое должно было служить входной аркой парижской Всемирной выставки.
Однако, как говорится, выставка прошла, а башня осталась. Более того, со временем она превратилась в самую посещаемую платную и самую фотографируемую достопримечательность не только Франции, но и всего мира! Согласитесь, неплохо для временного сооружения?!
Так вот, в 1889 году уже вышеупомянутая Всемирная выставка проходила в Париже и была приурочена к столетнему юбилею Великой французской революции. Парижская городская администрация предложила известным французским инженерам и конструкторам в преддверии выставки поучаствовать в архитектурном конкурсе, главная задача которого - создание объекта, который бы являлся весьма красноречивым символом инженерных и технологических достижений Франции.
Надо сказать, что инженеры с большим воодушевлением приняли возможность поучаствовать в столь грандиозном конкурсе. А как еще объяснить тот факт, что на суд отборочной комиссии было прислано более ста самых разнообразных проектов?! Одни инженеры предлагали воздвигнуть в Париже гигантскую гильотину – так сказать, отдать дань памяти Великой французской революции; другие считали, что французской столице просто необходима огромная каменная башня, высотой не ниже 169-метрового Вашингтонского монумента. Амбициозных и смелых проектов было много, вот только «тот самый» никак не находился.
К слову, приглашение поучаствовать в архитектурной конкурсе пришло и в инженерное бюро Гюстава Эйфеля – известного специалиста по проектированию металлических конструкций. Эйфель, конечно же, изъявил желание поучаствовать в данном конкурсе, вот только подходящей свежей идеи на тот момент у него не было, поэтому пришлось порыться в закромах и рассмотреть проекты, которые по тем или иным причинам были отложены до лучших времен.
Собственно, там Эйфель и обнаружил эскиз высотной 300-метровой башни, который когда-то был сделан его сотрудником Морисом Кёшленом. Найденный эскиз был доработан еще одним сотрудником инженерного бюро, Эмилем Нугье, и отправлен на конкурс.
Нетрудно догадаться, что проект Эйфеля стал победителем архитектурного конкурса – правда, не единственным, а лишь одним из четырех. И тогда, чтобы обойти своих конкурентов, Эйфель внес в окончательный вариант проекта правки, которые стали своеобразным компромиссом между первоначальной чисто инженерной схемой конструкции и ее декоративным вариантом. В конце концов отборочная комиссия сделала свой выбор в пользу проекта Эйфеля, присудив ему первую премию.
Строительство башни началось 28 января 1887 года и продлилось в течение двух лет, двух месяцев и пяти дней. На тот момент подобная скорость строительства считалась рекордной, и это несмотря на то, что ее возведением занималось порядка 300 рабочих. Высоким темпам во многом способствовали чертежи чрезвычайно высокого качества с указанием точных размеров 18 038 металлических деталей, для сборки которых использовали 2,5 млн заклепок.
И, как вы понимаете, для сооружения подобных масштабов металл должен быть непревзойденного качества и надежности. Именно тогда, во время строительства башни, появился слух, что все 18 038 основных деталей были сделаны из…уральского металла. Оно и неудивительно, ведь уже в 18 -19 веках Екатеринбург был известен всему миру благодаря широкому многообразию уральских ископаемых и уральской промышленностью.
И, по факту, уральским металлом пользовалась вся Европа! Именно поэтому многие свидетели возведения Эйфелевой башни решили, что и для этого невероятного по тем временам сооружения также использовался высококачественный уральский металл.
А тогда с Эйфелем был заключен договор о том, что башня будет снесена по истечение 20 лет с момента постройки. К слову, так бы все и было, если бы сооружение не привлекло внимание просто огромного количества зевак. Всего за 6 месяцев выставки Эйфелеву башню посетило более 2 млн. человек, и к концу первого года удалось возместить почти все расходы на ее строительство! Но всем, как говорится, не угодишь, и помимо восторженных посетителей выставки, которые искренне восторгались торжеством инженерной мысли, нашли и те, кому Эйфелева башня не понравилась от слова «совсем».
Так в 1887 году 300 писателей и художников, среди которых оказались Александр Дюма-сын и Ги де Мопассан, направили протест в адрес муниципалитета, описывая башню как «бесполезную и чудовищную», как «смехотворную башню, доминирующую над Парижем, как гигантская фабричная дымовая труба», «скелет из винтов и железа». А Ги де Мопассан и вовсе заявил, что обедать он предпочитает в ресторане на первом уровне башни, потому что «это единственное место во всём огромном Париже, откуда её не видно».
Но, возвращаясь к вопросу уральского металла, из которого, по слухам, была построена Эйфелева башня. К сожалению, эта информация действительно оказалась лишь слухом или мифом, называйте как хотите, поскольку доказать ее правдивость так никто и не смог. Зато точно известно, что Эйфелева башня сделана не из стали, а из пудлингового железа, которое было изготовлено на заводе в Помпе на востоке Франции в Лотарингии.
Собирались же готовые железные пластины и балки непосредственно в Леваллуа-Перре, а откуда их затем доставляли к месту строительства башни. Так что да, при строительстве Эйфелевой башни не использовалось уральское железо. Как и не использовалось оно при возведении великой Статуи Свободы. Вероятно, подобный миф затронул сразу две эти достопримечательности лишь потому, что в процессе их создания, в той или иной степени, принимали участие Гюстав Эйфель.
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!
А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше информации и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!