332 подписчика

«Украшательство» в архитектуре

406 прочитали

Существуют разные языки архитектурной выразительности: форма, композиция, ритм, пластика фасадов, игра светотени. На протяжении многих веков зодчие использовали различные украшения на домах (лепнины, орнаменты, мозаику, скульптуру) для обогащения зданий, однако в современной архитектуре подобный подход часто считается моветоном и приветствуются «чистые формы».

Критиковать богатые украшения фасадов - не новшество нашего времени. Например, А. Бенуа в свое время называл Храм Спаса на Крови в Петербурге «пятном в ансамбле петербургского пейзажа», потому что он «похож на торт с розочками». «Прилетало» и зданиям в стиле эклектики и модерна: многие считали обильные лепные украшения на фасадах излишеством и безвкусицей.

Существуют разные языки архитектурной выразительности: форма, композиция, ритм, пластика фасадов, игра светотени.

Скульптурные и орнаментальные композиции на фасадах не всегда использовались исключительно ради красоты. Например, лепнины и рельефы в готической архитектуре были призваны повествовать необразованным людям, не умеющим читать, библейские сюжеты.

Существуют разные языки архитектурной выразительности: форма, композиция, ритм, пластика фасадов, игра светотени.-2

А некоторые лепнины на фасадах можно было считывать как знаки принадлежности дома чему-либо или кому-либо: например, архитектор Лев Кекушев почти на всех домах, спроектированных им, размещал львиные головки в качестве своеобразной авторской подписи, а на здании страхового общества «Саламандра» в Петербурге можно найти ящерок, как очевидную отсылку к принадлежности этой компании.

Существуют разные языки архитектурной выразительности: форма, композиция, ритм, пластика фасадов, игра светотени.-3

С приходом революции обилие украшений сменилось гладью стен и суровостью архитектуры. Это было связано не только с идеологической целью создать совершенно новую архитектуру, ничем не напоминающую людям «буржуазные излишества» имперского строя,но и с банальной нехваткой денег.

Позднее, когда советская архитектура обратилась с классическим образцам, на фасады вернулись лепнины и скульптурные барельефы, часто служившие пропагандистским целям, однако, конечно, в массовом строительстве это применялось чуть реже. Также всем известна борьба Хрущева с «архитектурными излишествами», когда не только не возводились новые здания с обильным декором, но и страдали некоторые старые здания (например, с кинотеатра «Художественный» в Москве были сбиты все лепнины).

Существуют разные языки архитектурной выразительности: форма, композиция, ритм, пластика фасадов, игра светотени.-4
Существуют разные языки архитектурной выразительности: форма, композиция, ритм, пластика фасадов, игра светотени.-5

В наши дни даже при желании создать богато украшенный лепниной фасад это почти нереально: утрачена технология, уже нет мастеров, способных создать изящные рельефы своими руками, поэтому, в случаях, когда фасад чем-либо украшен, это, скорее всего, не лепнина, а уже готовые панели, нанизанные на металлический каркас. К тому же стоит признать, что лепнина недолговечна: многие здания эпохи эклектики меньше чем через 100 лет после постройки «посыпались фасадами», ажурность которых требует постоянной реставрации.

Существуют разные языки архитектурной выразительности: форма, композиция, ритм, пластика фасадов, игра светотени.-6

Многие современные архитекторы считают, что добиваться красоты здания исключительно при помощи украшений на фасадах - искусственный, неправильный прием. Надо стремиться к красоте чистой формы, а «здание должно быть красиво на любой стадии возведения» - даже если его не облицуют.

Существуют разные языки архитектурной выразительности: форма, композиция, ритм, пластика фасадов, игра светотени.-7

Надо признать, что здания, полностью лишенные декора, действительно бывают красивы, однако, к сожалению, в большинстве случаев мы получаем голые стены, ничем не привлекающие глаз. Такой переход от «украшательства» к «архитектурному минимализму» - вовсе не упадок, а естественная ступень развития архитектуры. С нетерпением заглядываем в будущее, чтобы увидеть, что она нам принесет!

Telegram-канал - https://t.me/RussianArchitecture

Автор текста - Виктория Конышкова, telegram-канал - https://t.me/attentiview