Проходя мимо, всегда любуюсь этим домом, несмотря на то, что здесь, на Пятницкой, много гораздо более роскошных домов. А этот скромен, но так хорош, ничего лишнего в нём, ничего не убавить, ни прибавить! При ближайшем знакомстве оказалось, что он ещё и с сюрпризом.
История этого особняка, в котором сегодня располагается Департамент культурного наследия Москвы, началась в 1782, когда семья купцов Ивана и Агафьи Ивановых построила на этом участке усадебный дом.
Как и многие другие дома в округе, усадьба сильно пострадала в московском пожаре 1812 года, от неё остались лишь стены. В 1817 владение приобретает молодая купчиха Фёкла Великолепова.
Фамилия-то какая! Прямо как из пьесы А.Н. Островского: Негина, Бальзаминов, Великолепова...
Так вот, Фёкла Великолепова восстанавливает усадьбу в стиле классицизма: протяжённый двухэтажный каменный дом с флигелем и заново выстроенными хозяйственными корпусами на месте сгоревших построек. И «с подъездом на погребах» (сохранившимся от прежних владельцев), то есть с улицы во внутренний двор усадьбы вела проездная арка, проложенная прямо сквозь фасад главного корпуса, украшенный четырьмя коринфскими пилястрами и лепными растительными барельефами.
Под аркой располагались погреба, которые свидетельствовали о зажиточности хозяев дома: гидроизоляция подвалов была удовольствием баснословно дорогим, а делать её в Замоскворечье надо было обязательно, местность была заболоченная, очень сырая.
Над аркой, по центруфасада - деревянный мезонин, который придаёт зданию удивительный шарм. Мезонин по-французски, без балкона, но с великолепным, поистине палладианским окном в пол.
Мезонин не считался этажом и не облагался налогом, поэтому в архитектуре восстанавливающейся после пожара Москвы мезонины получили широкое распространение.
А по обеим сторонам арки въездных ворот и сегодня можно видеть медальоны с улыбающимися маскаронами в ажурных рамках:
Маскарон - это украшение на фасаде дома, лепной орнамент в виде человеческого лица или маски. Но маскарон - не просто украшение: masca - это дух, призрак. То есть функция маскаронов изначально была не украшательская, а сакральная: они были оберегами, их прямой взгляд отпугивал, поэтому их размещали на значимых местах здания, в данном случае - по сторонам от въездной арки.
В конце 19 века новые владельцы - купцы Маховы, Сергей Сергеевич, Анна Сергеевна и Надежда Сергеевна - частично перестраивают усадьбу: на первом этаже устраивают магазин галантерейных товаров, а жилые комнаты второго этажа сдают внаём. После революции дом тоже был жилым: был разделён на коммунальные квартиры.
Вот такой великолепный дом, в котором всего в меру, очень трогательный и уютный. Тёплая и радующая взор архитектура.
А вот и обещанный сюрприз: он во внутреннем дворике, поэтому давайте пройдём в арку...
Вход в Департамента культурного наследия охраняют два белокаменных льва, тоже улыбающихся. Львы старинные, но сюда они переехали сравнительно недавно: в середине 1980-х. А до этого почти двести лет охраняли Палаты Анны Монс в Немецкой слободе.
Анна Монс - возлюбленная Петра I, на которой молодой царь всерьёз собирался жениться и ради которой отправил в монастырь ни в чём не повинную Евдокию Лопухину. Львы чудесные, добрые, похожие на ласковых котиков, а не на грозных стражников:
Ну, посмотрите, как эти котики по-домашнему разлеглись у входа, сложив лапки:
Вот такое роскошное украшение усадьбы. Усадьбе повезло. Да и львам - тоже. Они сюда "вписались" просто идеально!
А вот львы летом:
Над ними уже поработали реставраторы:
Адрес: ул. Пятницкая, д. 19.