«Отче наш, сущий на небесах…» - так начинается главная христианская молитва, молитва Господня.
Ее величайшая уникальность заключается, в том, что это единственная молитва, которая не составлена людьми, а была продиктована Богом для людей. Поэтому понятно, что каждое слово в ней наполнено непреходящим глубочайшим смыслом.
Молитва открывается обращением к Богу. Иисус Христос называет Бога «нашим», подчеркивая уникальную близость христиан к Богу.
Он Сам часто Бога называет «Своим». Выражение «Отец Мой» очень часто встречается в его словах, особенно когда он вступает в жесткую полемику с неверующими иудеями.
И это вызывало у них жесткую яростную отповедь. В отличие от современных «неверующих» в Христа, отрицающих за Ним божественное достоинство, они прекрасно понимали, что этими словами Он делает себя «равным Богу» (Ин. 5.18).
Однако Христос считал, что и мы можем называть Бога «Своим». В Нагорной проповеди несколько раз встречается выражение «Отец ваш». Им Христос подчеркивает, что и для нас Бог тоже является «Своим», поскольку мы является Его детьми.
Но почему Бог – это Отец?..
Да просто потому, что из всех земных уподоблений это самое, так сказать, «подобосущное». Оно наиболее точно отражает отношения, которые должны быть в идеале между Богом и людьми.
В самом деле – благодаря Богу мы появились на свет. Поэтому Бог – это Отец.
Земные родители являются по большому счету только земными посредниками или осуществителями Божьей воли для того, чтобы мы родились на земле.
Они тоже включаются в наше почитание, что особо подчеркивается в пятой заповеди Десятословия, но все-таки оно не может идти ни в какое сравнение с нашим отношением к Богу.
И более того, в случае противоречия мы должны быть готовы предпочесть небесного Отца земным родителям.
Следующее. Бога нужно слушаться как мудрого Отца.
Как послушные дети слушаются своего отца, даже если его воля им не нравится и они с ней не согласны – так должны поступать и верующие по отношению к небесному Отцу.
Воля небесного Отца превыше всего, превыше всех твоих собственных желаний. Это – аксиома внутреннего мироощущения каждого верующего человека.
Бог может наказать, как земной отец наказывает своих детей. Более того, именно эта возможность и является признаком истинного «сыновства» детей.
Аналогия прямая. Земные родители не имеют права наказывать чужих детей. Это право закреплено только за их собственными родителями. А вот они имеют право это делать. И когда они осуществляют это право – это подчеркивает их исключительные прерогативы по воспитанию детей.
Мало того – это должно являть утешением для нас, о котором – увы! – мы очень часто забываем:
«И забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: «сын мой! не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя.
Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает». Евр. 12.5-6.
Мы еще являемся наследниками Бога как дети являются наследниками своего отца…
Можно приводить и другие уподобления Бога Отцу… Но давайте сделаем другое.
Удивительно то, что Бог может уподобиться не только земному отцу, но и матери. И эти уподобления столь же органичны, как отцовские уподобления.
Одной из материнских «функций» - функций хорошей матери! – является способность утешить и пожалеть своего ребенка.
Разумеется, это может сделать и отец, но все-таки более органично эти утешения связываются именно с матерью. Материнское сердце для этого более приспособлено.
Но вот какое уподобление Бога мы встречаем в частности у пророка Исайи:
«Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя». Ис. 49.15.
В самом деле. Казалось бы, нет более тесной связи, чем связь матери и ее грудного ребенка. Однако же, Бог подчеркивает, что Его связь с этим «ребенком» гораздо сильнее.
Некоторые матери все-таки способны забыть о своих грудных детях (увы – и история, и повседневная современная жизнь дали и дают этому многочисленные подтверждения), а вот Бог в образе матери – никогда.
А чуть ниже Бог напрямую олицетворяет себя с матерью:
«Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас…» Ис. 66.3.
Да – утешит не как отец, а именно как мать, ибо именно матери дана способность глубокого и полного умиротворения и утешения своего ребенка
Что ж, подведем итог.
Да, Бог – это наш Отец. Но не только. В не менее сущностном уподоблении, Он также является для нас и Матерью.
Воздадим славу Ему!