Панславизм — это политическая концепция, суть которой заключается в том, что все славянские народы настолько близки друг другу, что фактически составляют один народ. Это единство включает в себя языковую, ментальную и культурную близость. На основе этого единства возникает идея необходимости политического объединения и проведение совместной политики в общеславянских интересах.
В настоящий момент славянскими народами являются русские, поляки, лужицкие сербы, чехи, словаки, словенцы, хорваты, сербы, македонцы, болгары.
Появление панславизма связывают с европейскими политическими движениями первой половины XIX века. В то время, например, возникает идея германского единства – пангерманизм. Но подобное мнение ошибочно. Знание о единстве славян было всегда, они ведали, что происходят из одного корня, что есть у них родственные племена, и они всегда стремились к общению на основе этого. Первые политические концепции славянского единства появляются уже в XV веке. Самым последовательным панславистом стал Юрий Крижанич, хорватский католический монах, который при дворе русского царя Алексея Михайловича, пытался продвинуть идею общеславянской державы.
На Западе подобных идей не было. Пангерманизм — это концепция единства немецкого народа, который до второй половины XIX века не имел единого государства. При том что германские народы Европы – немцы, англичане, шведы, голландцы и так далее, не чувствуют взаимного единства на основании общего происхождения, у них даже нет общего самоназвания, германцами их называли римляне. Точно также обстоит дело и с многочисленными романскими народами Европы.
Но и у германских, и у романских народов есть глубокое ощущение взаимного единства, это европейство. Они действительно чувствуют себя европейским народом, объединённым общим происхождением, культурой, религией, психологией, общими трендами.
Чувство цивилизационного единства время от времени рождало концепции политического объединения Европы. Этой концепции придерживался Наполеон и Гитлер. Естественно, современный Евросоюз тоже базируется на цивилизационном единстве европейских народов.
Кроме чувства цивилизационного единства, европейское объединение базируется на ясных прагматических и экономических факторах. Общий рынок, свободное передвижение денег и рабочей силы, всё это является фундаментом современного европейства.
Ведущие страны Евросоюза создали такую финансовую модель, которая даёт возможность пользоваться практически неограниченными денежными ресурсами даже странам, не принадлежащим к западноевропейской цивилизации, например Греции. Доступ к этим вожделенным финансам требует лояльности к актуальным европейским псевдоценностям. Деньги являются основой европейского единства.
На чем же базируется идея славянского единства?
Славянское единство никогда не основывалось на прагматизме. Панславизм — это больше духовная концепция чем политическая или экономическая. В её основе лежит духовное чувство любви.
Единство славянских народов невозможно без России. Поэтому создатели и идеологи панславизма стремились попасть в русское государство, чтобы заинтересовать русских славянским единством. Но наша страна и наш народ настолько огромны и самодостаточны, что никакой практический интерес от славянского объединения не мог нас заинтересовать.
Даже идеи возвращения русских земель из-под власти поляков вызывали сомнения. А стоит ли это делать, говорили многие, ведь это связанно с войнами и большими жертвами.
Но евангельская любовь у русских всегда побеждала прагматизм. Так случилось и в 1653 году, когда Земский собор принял решение пойти навстречу казакам Богдана Хмельницкого и принять малороссийские земли в русскую державу, при этом начав многолетнею войну с Польшей. Точно так же и в 1877 году русский царь Александр Освободитель начал войну с Турцией ради освобождения южнославянских земель, и в 1914 царь Николай Мученик по тем же причинам вступил в войну с германцами ради защиты Сербии и освобождения западнославянских народов.
Вот что говорил один из современников тех событий: «Христианский великий народ не может быть себялюбцем, он должен быть человеколюбивым, иначе он не христианский народ и не великий. Да ... политика должна преследовать реальные интересы, но может ли быть для христианского народа более реальной политики, как следовать слову и примеру Христа».
Совершенно очевидно, что в основе славянской политики России всегда была евангельская заповедь о любви к ближнему, тем более, что этот ближний был страждущим, мучимым и гонимым за своё славянское происхождение.
И действительно, славянские народы есть те самые ближние для русских, на которых должна быть направленна наша бескорыстная любовь. И русские исполнили эту заповедь любви освобождая славян в кровавых войнах, в которых Россия ничего не приобрела для себя самой.
Духовный, благородный характер идеи славянского единства определил и очень ярко отобразил в своём творчестве русский поэт Федор Тютчев.
В пику Бисмарку, объединителю германского мира железом и кровью, он пишет о грядущем единстве славян, в основе которого будет положена братская любовь.
Два единства
Из переполненной господним гневом чаши
Кровь льется через край, и Запад тонет в ней.
Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши! —
Славянский мир, сомкнись тесней...
«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью...»
Но мы попробуем спаять его любовью, —
А там увидим, что прочней...
Стихотворение «Славянам» можно считать настоящим гимном славянскому единству:
Привет вам задушевный, братья,
Со всех Славянщины концов,
Привет наш всем вам, без изъятья!
Для всех семейный пир готов!
Недаром вас звала Россия
На праздник мира и любви;
Но знайте, гости дорогие,
Вы здесь не гости, вы – свои!
В этом произведении много предвидений и пророчеств, которые сбылись, сбываются и некоторые ещё ждут своего часа;
И грянет клич к объединенью,
И рухнет то, что делит нас..
Мы ждем и верим провиденью –
Ему известны день и час…
И эта вера в правду Бога
Уж в нашей не умрет груди,
Хоть много жертв и горя много
Еще мы видим впереди…
Он жив – верховный Про мыслитель,
И суд Его не оскудел,
И слово Царь-освободитель
За русский выступит предел…
Русское и славянское единство взаимосвязаны. Утратив чувство единства с нашими единокровными братскими славянскими народами, мы утрачиваем и чувство братства внутри самого русского народа. И поэтому русский народ начинает дробиться на украинцев, белорусов, поморов, старообрядцев, казаков, сибиряков и так далее.
Русское и славянское единство — это наша школа любви, не пройдя которую будет нам сложно приблизиться к любви Христовой.
Александр Кравченко
Апрель 2024 года