Найти в Дзене
Материк книг

Напитки покрепче в рассказах Чехова, Куприна, Зощенко и других

Продолжаю цикл тематических статей по рассказам русских классиков, на который меня вдохновила сказка про "Лису и Дрозда". После того, как Дрозд накормил Лису, ей пить захотелось. И пила Лиса пиво, лившееся из дыры в бочке, которую проделал Дрозд. Этот же напиток упоминает, среди многих прочих, Аверченко в рассказе "Чад". План у меня был такой: зайти в близлежащий ресторан, наскоро позавтракать, после завтрака прогуляться с полчаса по улице, потом поехать домой и до обеда засесть за работу. Кроме того, за час до обеда принять ванну, вздремнуть немного, а вечером поехать к другу, который в этот день праздновал какой-то свой юбилей. От друга — постараться вернуться пораньше, чтобы выспаться как следует и на другое утро со свежими силами засесть за работу. Так я и начал: забежал в маленький ресторан и, не снимая пальто, подошел к буфетной стойке. Сзади меня послышался голос: — Освежиться? На скорую руку? И начали "освежаться". Помимо пива явилась и водка и пошло-поехало. Во второй части у

Продолжаю цикл тематических статей по рассказам русских классиков, на который меня вдохновила сказка про "Лису и Дрозда".

После того, как Дрозд накормил Лису, ей пить захотелось. И пила Лиса пиво, лившееся из дыры в бочке, которую проделал Дрозд.

Этот же напиток упоминает, среди многих прочих, Аверченко в рассказе "Чад".

-2
План у меня был такой: зайти в близлежащий ресторан, наскоро позавтракать, после завтрака прогуляться с полчаса по улице, потом поехать домой и до обеда засесть за работу. Кроме того, за час до обеда принять ванну, вздремнуть немного, а вечером поехать к другу, который в этот день праздновал какой-то свой юбилей. От друга — постараться вернуться пораньше, чтобы выспаться как следует и на другое утро со свежими силами засесть за работу.
Так я и начал: забежал в маленький ресторан и, не снимая пальто, подошел к буфетной стойке.
Сзади меня послышался голос:
— Освежиться? На скорую руку?

И начали "освежаться". Помимо пива явилась и водка и пошло-поехало. Во второй части упоминаются также ликер и вино. В общем, план героя рассказа был провален.

У Тэффи все благопристойно)

-3
Старуха-лавочница, вдова околоточного и богаделенская старушонка пьют чай.
Чай не какой-нибудь, а настоящий постный, и не с простым сахаром, который, как известно каждому образованному человеку, очищается через собачьи кости, а с постным, который совсем не очищается, а, напротив того, еще пачкается разными фруктовыми соками с миндалем.
"Великопостное"

Правда, разговоры ведут три почтенные женщины совсем не душеспасительные, но такие знакомые))

— Милая! — с чувством отвечает лавочница. — Милая! Осетрина-то ведь кусается! Кусается осетрина-то!
— Ну, хошь судака. Можно тоже и судака залить.
— Кусается судак-то нынче. Очень даже кусается.
— Ну, леща возьми. Из леща тоже можно, коли его хорошенько…
— Кусается лещ-то…
— И что это у вас все кусается! Больно вы пужливы, — острит вдова.

В конце рассказа женщины умудряются поругаться, что, впрочем, не сказывается особо на их настроении.

Еще один драматический рассказ о том, чем может закончиться такое простое действие, как питье чая, есть у Аверченко. Он так и называется "Стакан чая".

Не отрывая глаз от газеты, муж взял стакан, поднес его ко рту и вдруг, закричав, вскочил со стула.

— Что такое?
Он завертелся по комнате, как подстреленный, потом подскочил к столу, нагнулся и, негодующе глядя на жену, простонал:
— Это ты… нарочно?
— Что такое?! Что — нарочно?
— Подсунула мне кипяток?

У Чехова рассказов про напитков много. Один из них - "Шампанское".

-4

Начальник полустанка - молодой человек с женой, которую он уже не любит, встречает Новый год в захолустье, где нет ни общества, ни дам, да и людей всего несколько.

Дело в том, что у нас были припасены две бутылки шампанского, самого настоящего, с ярлыком вдовы Клико; это сокровище я выиграл на пари еще осенью у начальника дистанции, гуляя у него на крестинах. Бывает, что во время урока математики, когда даже воздух стынет от скуки, в класс со двора влетает бабочка; мальчуганы встряхивают головами и начинают с любопытством следить за полетом, точно видят перед собой не бабочку, а что-то новое, странное; так точно и обыкновенное шампанское, попав случайно в наш скучный полустанок, забавляло нас. Мы молчали и поглядывали то на часы, то на бутылки.

Герой изнывает от скуки и "даром проходящей жизни". Неожиданно приезжает родственница жены - эффектная дама...

Куприн в рассказе "Винная бочка" описывает как развлекалось "общество" в Ялте. Приехали на дегустацию вин.

-5
Сначала гостям дали расписаться в огромной посетительской книге, потом началось то священнодействие, которое называется дегустацией. Надо сказать, что это развлечение принадлежит к числу самых тяжелых и для непривычного человека гибельных. Сначала подавали легкое белое вино, потом легкое красное, и не одного типа, а нескольких, затем красное тяжелое и белое крепкое. Потом в таком же порядке следовали вина ароматные, вина типа марсалы, портвейн, херес всевозможных наименований, Asti Spumante, мускатное и в заключение ликерные: Lacrima Christi и розовая наливка. У всех в скором времени закружились головы, а главный рабочий (кулер), по указанию начальства, таскал все новые и новые бутылки. Ужаснее всего было то, что к этой чудовищной смеси не подавалось никаких закусок.

Ну, а что было потом, и какая беда случилась с одним из дегустаторов, прокурором, - читайте рассказ)

Также примечателен рассказ Аверченко "Вино" о том, что способен натворить с людьми этот напиток.

Еще про напитки у Куприна есть рассказ "Гоголь-моголь"

-6
Гоголь-моголь делается просто. Берется коньяк, сахар, лимон, яйца. И все. И вообще, пошел вон. Не отягощай меня своим глупым обществом» (у него была привычка выражаться в высоком стиле).

Герой рассказа решился выступить "на эстраде" один, а не вместе с хором, как обычно. Но боится, что голос его сядет в самый неподходящий момент. Для этого ему и понадобился гоголь-моголь. Поможет ли чудодейственный напиток?

Занятный есть рассказ на тему напитков у Зощенко. Называется он "Лимонад"

-7
В пять часов вечера пошел, конечно, обедать в столовую. Покушал суп. Начал вареное мясо кушать — охота выпить. «Заместо, думаю, острых напитков попрошу чего-нибудь помягче — нарзану или же лимонаду».
Зову:
— Эй, говорю, который тут мне порции подавал, неси мне, куриная твоя голова, лимонаду.
Приносят, конечно, мне лимонаду на интеллигентном подносе. В графине. Наливаю в стопку.
Пью я эту стопку, чувствую: кажись, водка. Налил eще. Ей-богу, водка. Что за черт! Налил остатки — самая настоящая водка.
— Неси, кричу, еще! «Вот, думаю, поперло-то!» Приносит еще.

Рассказ о том, как непросто человеку расстаться с пагубными привычками. Причем здесь лимонад? Герой рассказа тоже задался этим вопросом. Эвфемизм такой)

— Я, говорю, лимонаду просил, а ты чего носишь, куриная твоя голова?
Тот говорит:
— Так что это у нас завсегда лимонадом зовется. Вполне законное слово. Еще с прежних времен… А натурального лимонаду, извиняюсь, не держим — потребителя нету.

Так и не бросил пить наш герой.

А у Булгакова и вовсе - целое "Самогонное озеро".

-8

Рассказ и сегодня злободневный. О нехороших соседях, всяким там промышляющих, друг на друга нападающих.

В полдень Сидоровна нахально недолила на три пальца четверть Василию Ивановичу. Тот тогда, взяв пустую четверть, отправился куда следует и заявил:
— Сaмогоном торгуют. Желаю арестовать.
— А ты не путаешь? — мрачно спросили его где следует. — По нашим сведениям, самогону в вашем квартале нету.
— Нету? — горько усмехнулся Василий Иванович. — Очень даже замечательны ваши слова.
— Так вот и нету. И как ты оказался трезвый, ежели у вас самогон? Иди-ка лучше — проспись. Завтра подашь заявление, которое с самогоном.
— Тэк-с… понимаем, — сказал, ошеломленно улыбаясь, Василий Иваныч. — Стало быть, управы на них нету? Пущай недоливают. А что касается, какой я трезвый, понюхайте четверть.
Четверть оказалась «с явно выраженным запахом сивушных масел».
— Веди! — сказали тогда Василию Ивановичу. И он привел.

При таком соседстве честному писателю работать совершенно невозможно! И он придумал план по "осушению Москвы".

Тема явно злободневная во все времена. Напитки появляются эпизодически практически в любом произведении, а многие рассказы прямо-таки им посвящены, как только что мной упомянутые. А недавно еще у Лейкина читала целую повесть - как кабатчик подкупал крестьян и старосту, желая открыть в деревне кабак. Весьма познавательно.

А вам вспоминаются какие-нибудь рассказы, где из-за напитков происходили разные забавные и не очень случаи?

Начало цикла здесь:

Еще о напитках:

Еда
6,93 млн интересуются