В конце XIX века на юге России строится железная дорога, связавшая Махачкалу и Баку. Она идет по побережью Каспийского моря.
Железнодорожное полотно прокладывали вручную, сложный рельеф местности требовал значительных усилий от проектировщиков, инженеров и рабочих. При прокладке дороги через Дербент строителям пришлось получать разрешение на два пролома в крепостных стенах города в том месте, где они наиболее близко подходили к берегу моря.
Железнодорожный вокзал Дербента построили к открытию линии в начале 1900-х годов. Здание выполнено в эклектичном русском стиле, его фасад украшают две башенки. Элементы внешнего и внутреннего декора — лепнина, люстры, кованые винтовые лесенки, — а также часть интерьеров сохранились по сей день
Кроме обязательных для всех вокзалов билетных касс и залов ожидания, в здании дербентского вокзала для гостей и жителей города распахнул свои двери Музей железнодорожной истории Дагестана.
Музей большой, а раньше, в советское время тут был ресторан который любили посещать не только отъезжающие и приезжающие .
Проход в вокзал осуществляется через центральные двери. Есть досмотр.
Внутри тёплый зал ожидания, а вот туалет снаружи здания за "гранд отелем"
Для перехода с платформы на платформу и на другую сторону дороги, есть и надземный переход и удобная дорожка внизу.
Электрички отсюда ходят в два направления: первое на Махачкалу и Хасавюрт, а второе в сторону границы с Азербайджаном.
Можно доехать почти до самой колючей проволоки и попасть в самый южный посёлок Приморский, где расположен лиановый Самурский лес и самые чистые пляжи!