Последние события, произошедшие совсем недавно на Чёрном море, заставляют нас вернуться к проблеме повышения защищённости кораблей Военно-морского флота России, в первую очередь кораблей Черноморского флота, от атак, осуществляемых ВСУ и ГУР с помощью безэкипажных катеров-камикадзе.
К сожалению, сбывается прогноз, озвученный ещё весной 2023 года, про то, что уничтожение небратскими морскими дронами кораблей Черноморского флота - это всего лишь вопрос времени. При этом явно прослеживаются тенденции к дальнейшему ухудшению ситуации, пишет дзен-канал "Военное обозрение".
Характерно, что на сухопутном театре военных действий существует схожая проблема - многочисленные беспилотные летательные аппараты-камикадзе. Их появление на поле боя значительно повлияло как на тактику применения наземных подразделений, так и на конструкцию боевых и вспомогательных машин, а также укрытий для личного состава - причём как ВС России, так и ВСУ. Стало нормой оснащение боевых и вспомогательных машин защитными сетками и решётками, появились закрытые сверху от обнаружения и защищённые металлическими сетками и дополнительными маскировочными сетями окопы.
К сожалению, на флоте мы пока ничего подобного не наблюдаем. Возможно, что какие-то меры предпринимаются - ставятся средства радиоэлектронной борьбы, проводятся тренировки личного состава, обеспечивается прикрытие от БЭК-камикадзе с вертолётов, но всего этого явно недостаточно, и в дальнейшем ситуация будет только усугубляться.
Проблему защиты надводных кораблей от БЭК-камикадзе можно разделить на две подзадачи: первая - необходимость обнаружения и уничтожения атакующих БЭК-камикадзе, вторая - минимизация ущерба в том случае, если БЭК-камикадзе всё же удалось прорваться к защищаемому надводному кораблю.
Поражение любой цели - это вероятностная величина, никакие средства не обеспечат гарантированное отсутствие прорывов БЭК-камикадзе противника к борту защищаемого корабля, поэтому в приоритетном порядке мы рассмотрим создание активно-пассивной системы защиты надводных кораблей от БЭК-камикадзе под условным обозначением "Кольчуга", включающей две подсистемы - "Сеть" (пассивная) и "Волна" (активная), а также комплект дополнительной защиты.
Подсистема "Сеть" - это элемент пассивной защиты. Как понятно из названия, она должна быть основана на широком использовании сетей, современных аналогов противоторпедных сетей, активно применявшихся ещё во времена Первой и Второй мировых войн. Задача подсистемы "Сеть" - выдержать один - максимум два подрыва БЭК-камикадзе противника, прорвавших прочие оборонительные рубежи, то есть, по сути, она должна дать экипажу корабля "право на ошибку".
Подсистема "Волна" предназначена для активного сдерживания БЭК-камикадзе. У кораблей есть доступ к неограниченному количеству забортной воды, которая, будучи выброшена под высоким давлением, фактически становится поражающим элементом. Соответственно, подсистема "Волна" должна включать в себя мощные насосы и водомёты по периметру корпуса корабля.
По мнению эксперта по ВМФ, историка флота Дмитрия Жаворонкова, все эти способы ничего не гарантируют.
Во-первых, потому что водой бороться с БЭКами достаточно сложно. Плюс к тому - нужно будет всё равно успеть его поразить. Что касается такой кольчуги, это может ухудшить мореходные качества корабля и скорость. И не думаю, что оно будет согласовано командованием флота для установки. Потому что очень сомнительно выглядит, если честно. Кроме того, иллюстрации там - фактически натовские кораблики, нейронке, видимо, на английском запрос дали, и она выдала,
- считает эксперт.
По его словам, вообще всё для борьбы с БЭК есть в боевых уставах. Если их будут выполнять, то в целом никаких проблем не будет. А кроме того, корабль же должен быть последним рубежом обороны, а не первым. У нас на флоте придумали бороться с помощью вертолётов, с помощью морской авиации.
Я надеюсь, что это будет осуществляться. Поэтому, по большому счёту, комментировать тут нечего, уж извините. Можно перечислить стандартные способы, если вас это устроит, я перечислю. Но то, что здесь предлагается, это слишком сложно и не на всякий корабль может встать. Вот для этих брандспойтов нужны насосы. Чтобы работал такой насос, нужно пересчитать параметры энергоустановки корабля. Если он стоит, и главный двигатель не работает, то какой-то стояночный дизельный генератор должен работать. Не у всех кораблей есть соответствующий запас по энергетике,
- обращает внимание эксперт.
Поэтому установка боевых модулей с тепловизорами на стабилизированных платформах, просто пулемётов с хорошей оптикой и инфракрасным наблюдением - вот это решение. А ещё есть улучшение разведки. Можно, например, "подвесить" над кораблём какой-то дрон морской.
________________
Промо:
Создали новый канал в Дзене, где рассказываем правду о новых гражданах. Не просто говорим о проблеме, но предлагаем пути её решения.