За каждой Божественной Литургией на проскомидии совершается поимённое поминовение живых и усопших. В течение всего года, за исключением праздничных дней, Устав также дважды в день предусматривает совершение заупокойной литии: по отпусте вечерни и по отпусте 1-го часа[1]. И при этом только на заупокойной литии поимённое поминовение совершается гласно, то есть во всеуслышание, тогда как на проскомидии чтение заздравных и заупокойных записок мирянам не слышно. Ввиду этого, в качестве исключения, гласное поминовение совершается на сугубой и на заупокойной ектениях по прочтении Евангелия. Каких либо других заздравных чинов, на которых поимённо можно было бы помянуть сродников и произнести на различную потребу особые прошения, Уставом не предусматривается, хотя потребность в этом ощущается. Поэтому по просьбе верующих священнослужители совершают различные молебные пения, на которых появляется возможность присовокупить особые прошения и услышать дорогие уху имена сродников, нуждающихся в молитвенной поддержке. В виду того, что литургия в седмичные дни Великого поста не совершается, гласное поминовение живых в эти дни отсутствует, и сохраняется лишь гласное поминовение усопших дважды в день на заупокойной литии[2]. В этой связи именно в седмичный день Великого поста особо ощущается потребность в совершении молебного пения.
Но возникает вопрос: можно ли совершать молебное пение в будние дни Великого поста, когда строй богослужения отличается от обычного? Ведь молебен в основе имеет структуру утрени с пением «Бог Господь» и чтением Евангелия, а в седмичный день Великого поста утреня совершается с пением «Аллилуия». Не будет ли отправление такого молебного пения диссонировать с общим настроем Великого поста, когда службы имеют сугубо покаянное содержание? Ведь богослужение в седмичный день Великого поста исключает многие элементы, без которых совершение молебного пения будет затруднительно. Например: пение «Бог Господь» и тропарей; чтение Евангелия; произнесение сугубой ектении. Или молебен в седмичный день Великого поста нужно рассматривать как повышение статуса богослужения, по аналогии с полиелейными праздниками 24 февраля и 9 марта?
Типикон не содержит ответа на эти вопросы. Если для светлой седмицы, когда строй богослужения отличается от обычного, в Уставе имеется особое последование молебного пения[3], то в период пения Постной Триоди Устав не предлагает такого последования. Только в субботу первой седмицы святой Четыредесятницы имеется так называемый молебный канон вмч. Феодору Тирону, который совершается накануне на Вечерне с Литургией Преждеосвященных Даров после заамвонной молитвы. Структура этого молебного пения схожа с обычным последованием, но она значительно сокращена: нет катавасий, прокимна, Евангелия и ектений[4]. Но в этот день такое последование не выбивается из общей канвы богослужений суточного круга, так как в этот день уже положено пение «Бог Господь». В Неделю Торжества Православия после Божественной Литургии совершается особое последование[5], не вошедшее в корпус современной Постной Триоди, но в этот день также положено пение «Бог Господь».
В различных руководствах по изучению Церковного Устава[6] вопрос о совершении молебного пения в седмичный день Великого поста никак не освещается. Поэтому в приходской богослужебной практике у священнослужителей возникает недоумение, совершать молебное пение в седмичный день святой Четыредесятницы или нет. Разрешение этого вопроса можно встретить различное. Некоторые совершают молебное пение как обычно, без каких либо изменений. Иные отказывают верующим в совершении молебна и предлагают перенести его на субботний или воскресный день. Можно встретить практику совершения молебна по структуре, схожей с заупокойной литиёй. В таком случае последование состоит из «начала обычного», тропарей, ектении, молитвы и отпуста. Монастырская практика совершения братских молебнов в период Великого поста также разнится. К примеру, в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре молебны отменяются, а в Троице-Сергиевой лавре совершаются обычным чином. Из исторических литургических памятников, мы имеем свидетельства, что на Руси молебные пения могли совершаться несколько раз в неделю или даже ежедневно, но примера совершения молебного пения именно в седмичный день Великого поста мы также не находим[7]. Напротив, встречаются указания не совершать молебное пение при «Аллилуйном» богослужении в понедельник, среду и пятницу[8].
Другое решение поставленного вопроса мы находим в заметках литургиста и исповедника ΧΧ в., святителя Афанасия, епископа Ковровского. Он является автором-составителем различных молебных пений[9], многие из которых привязаны к конкретным календарным дням и поэтому содержат особенности, присущие именно тому или иному периоду богослужебного года. Поэтому мнение святителя в этом вопросе видится нам авторитетным.
До нас дошли описания архиерейских богослужений, которые святитель Афанасий совершал в Троицкой церкви г. Владимира в период с 1922 по 1926 гг., исключая время заключений и ссылки, эти заметки до сих пор не опубликованы и хранятся в архивных документах Владимиро-Суздальской епархии. Описание начинается с вечерни Недели сыропустной и заканчивается утреней Великой субботы. Автор скрупулёзно расписывает особенности почти всех служб, указывает время совершения тех или иных последований, цвет богослужебных риз, а так же обязанности священно и церковно-служителей[10].
На протяжении всего периода святой Четыредесятницы святитель Афанасий в Троицкой церкви совершал молебные пения местночтимым святым обычным чином. В Неделю Торжества Православия по отпусте вечерни совершался молебен с акафистом святому благоверному великому князю Александру Невскому. В седмичные дни молебные пения совершались в корпусе великого повечерия. По прочтении «Слава в вышних Богу» при пении стихиры храма архиерей в малом облачении выходил к иконе. Диакон возглашал «Бог Господь» и пелся обычным порядком молебен с чтением канона и акафиста. По прочтении молитвы пелось величание, во время которого архиерей целовал икону и помазывался елеем от лампады. По окончании величания, отпуста молебна не было, но стразу читался канон Богородицы из Октоиха и вычитывались службы святых, память которых выпадала на период от Лазаревой субботы до Недели Антипасхи и на те дни периода Четыредесятницы и Пятидесятницы, когда минея оставляется[11].
Вопреки общепринятому мнению о нежелательности чтений акафистов в период Великого поста, святитель Афанасий также совершал и их. Но необходимо отметить, что святитель не заменял акафистами уставных частей богослужения, а использовал их в качестве дополнения. Именно такой подход был рекомендован на Поместном соборе 1917–1918 гг. когда рассматривался вопрос об употреблении акафистов за богослужением[12]. В течение Великого поста святитель Афанасий совершал следующие молебные пения с акафистами в корпусе великого повечерия:
В понедельник: канон чудотворцам Владимирским, а акафисты кн. Георгию Владимирскому и мч. Авраамию Болгарскому попеременно.
Во вторник: акафисты Владимирской, Боголюбской, Всех скорбящих радосте и Иверской иконам Божией Матери попеременно.
В среду: прп. Сергию Радонежскому и свт. Николаю попеременно.
В четверг: особый чин литии составленный свт. Афанасием, на котором попеременно пелись:
- Акафист Пресвятой Троице во 2 и 5 седмицы
- Акафист Иисусу Сладчайшему в 3 седмицу
- Акафист Божественным Страстям в 4 и 6 седмицы[13]
Совершаемый по четвергам чин литии, только с чтением других канонов, был приурочен песнописцем изначально для воскресных дней. В самом названии указывается, когда его необходимо совершать: «Чин литии, совершаемой после вечерни в воскресные дни святой Четыредесятницы и во иное время». Данное последование представляет из себя пение трёх антифонов, состоящих из псалмов 6-го, 101-го, 129-го. К каждому антифону припевается особый тропарь. После первого антифона, как на вечерне праздника Пятидесятницы, в корпусе малой ектении коленопреклонно читается молитва, адресованная ко Господу. После второго антифона коленопреклонно читается молитва, адресованная ко Пресвятой Богородице. После третьего антифона поётся 50-й псалом и далее обычный молебен с каноном[14]. Составленный святителем чин напоминает по своей стуктуре чин πρεσβεία, который встречается в Типиконе монастыря св. Спасителя в Мессине, отражающем южноиталийскую практику XII в., и отголоски которого можно найти в русских служебниках ΧΙΙΙ–ΧΙV вв., в которых священнические молитвы кафедральной паннихис помещены после вечерни с заглавием «егда поют канон». Такое последование является комбинацией служб из кафедральной (песенное последование) и монастырской практик[15]. Впрочем, несмотря на схожую с этими древними чинами структуру, источник составленного святителем чина остается неизвестен.
За исключением этого чина литии, молебные пения совершались святителем Афанасием в течение Великого поста без каких либо великопостных особенностей. В воскресные дни молебен совершался после вечерни как самостоятельное последование, а в седмичные дни совершался в корпусе великого повечерия.
Богослужебная практика святителя Афанасия показывает, что совершение молебнов и даже акафистов в седмичные дни в период Великого поста возможно. Исключением является только первая и страстная седмицы. Это логично, так как на первой седмице по современному Уставу никогда не совершаются богослужения с «Бог Господь», а на Страстной седмице не только не совершаются службы святым, но и не поминаются святые дня и храма на отпусте.
Так как святитель Афанасий еще при жизни являлся авторитетным пастырем и совершителем богослужений, знатоком тонкостей устава и составителем различных чинов, в том числе и молебных пений, кажется, что его практика совершения молебнов Великим постом может послужить примером для современных пастырей в осуществлении приходского служения.
Литература:
1. Типикон, сиесть Устав. М., 2011. Глава 9-я.
2. Типикон глава 49-я, начало Святаго и Великаго поста, в понедельник первыя седмицы.
3. Типикон, глава 50-я, подобает ведати, како поется молебен на Святую Пасху.
4. Типикон, глава 49-я, в пяток вечера во светильничное, по обычном стихословии.
5. Чиновник архиерейского священнослужения, книга 2. М., 1983. С 71–79.
6. Иоанн (Маслов), архим. Практическое руководство для священно-церковнослужителей при совершении богослужений в двунадесятые праздники, дни Постной и Цветной Триоди. Киев, 2007.; Никольский К., прот. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907 (Репр.: М., 1995); Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. Опыт изъяснительного изложения порядка богослужения Православной Церкви. М., 1902; Шиманский Г. И. Литургика. М., 2002.
7. Голубцов А. П. Чиновники Московского Успенского собора и выходы патриарха Никона. М., 1908. С. 4, 12–15, 18, 21, 71; Лаврский устав нач. ΧVII в., РГБ. Ф. 304/1. 248. Л. 72 об. — 79 об.; Псалтирь ΧVI в., РНБ. Соф. 61. Л. 236 об.
8. Например см. Лаврский устав нач. ΧVII в., РГБ. Ф. 304/1. 248. Л. 79 об.
9. АВЕ, ф. ЕА(С), оп. ΙΙΙ/1, д. 11.
10. АВЕ, ф. ЕА(С),оп. № 1.2. УП. № 85. д. 12. С. 1–6
11. Там же.
12. Священный Собор Православной Российской Церкви. Из материалов Отдела о богослужении, проповедничестве и храме. / Публикация А. Г. Кравецкого // Богословские труды. Сб. 34, М., 1998. С. 306.
13. АВЕ, ф. ЕА(С),оп. № 1.2. УП. № 85. д. 12. С. 1–6.
14. Славы Божия ревнитель: Жизнеописание и труды исповедника епископа Афанасия (Сахарова) / Авт.-сост. Г. И. Катышев. М., 2006. С. 291–339.
15. Желтов М., свящ. Молебен // Православная энциклопедия. М., 2017. Т. 46. С. 482–483