"Не замечаем, как уходят годы, Спохватимся, когда они пройдут, И все ошибки и невзгоды
Выносим мы на запоздалый суд...
Живите так, как будто наступает Тот самый главный, самый строгий суд.
Живите,-словно дарите на память
Вы жизнь свою
Тем,
Что потом придут." Андрей Дементьев
Наверное у каждого наступает момент, когда задаешь себе вопрос: а правильно ли ты жил, что полезного ты сделал для общества и как ты собираешься жить дальше? И я решила, что пришло время рассказать Вам о себе. Вот я сейчас думаю как начать, о чем написать... И понимаю, что я прожила интересные, да, иногда очень трудные, непростые годы, но , если бы была возможность повторить сначала весь жизненный путь, я бы выбрала этот же. Так получилось, что я с детства была очень ответственным и деятельным ребенком, этаким борцом за правое дело! И вся моя жизнь сложилась так, что я все время кому-то помогала, кого-то опекала, кого-то спасала, но самое главное, я всегда знала, чего я хочу и добивалась этого. Рассказ будет долгим, по порядку, с самого детства. Наберитесь терпения!)) Сегодня я расскажу Вам, как я пошла в первый класс. Родители у меня были учителя. Мама преподавала математику в старших классах, а папа преподавал машиноведение в сельском СПТУ. Здоровьем я не блистала, в садик не ходила, поэтому мама часто брала меня с собой в школу. С чистой совестью могу сказать, что научили меня писать, считать, читать-двоечники с последних парт в классах на уроках математики. Ну и, конечно, я знала всех учителей в школе. И мне очень нравилась учительница начальных классов - Юлия Емельяновна! Это именно такой учитель, которого я от всей души желаю своей внучке: внимательная, строгая, но в то же время добрая, всем своим видом располагающая к себе и дети доверяли ей и любили! И я мечтала, попасть к ней в 1"в" класс.
Ну и настал день, когда я узнала, что записали меня совсем к другой учительнице - Ольге Григорьевне: с громким мужским голосом, суровой на вид... Проплакала я весь вечер, но что-то надо же делать... И я придумала. На другой день, я собралась в школу, взяла портфель и пошла... на бабушкин сеновал!))) Там провела я полдня: поспала, почитала, пописала, порешала, сама себе поставила оценки, а когда увидела, что ребята возвращаются из школы, тоже пошла домой. С сеновала хорошо просматривалась дорога. И так продолжалось почти неделю. Пока моего папу не встретил директор школы и не поинтересовался моим здоровьем, почему ж это я не хожу в школу? Вечером папа, когда я пришла, якобы со школы, начал меня расспрашивать, как у меня дела, нравится ли мне учиться, посмотрел мои тетрадки с "домашними и классными" работами... А потом и говорит: "Ну и где же ты, доченька, все это время была? Я же знаю, что ты не ходишь в школу!" Конечно, я расплакалась, но твердо заявила, что не буду учиться у Ольги Григорьевны! Наверное, кто-то скажет, что это самодурство, надо было дать мне ремня и на этом все бы и закончилось.. Но мой папа поступил мудро, он на другой день пошел со мной в школу и убедил, упросил директора, чтобы меня перевели в класс к Юлии Емельяновне. Для него было важно, чтобы я ходила в школу и училась с удовольствием! Ну надо сказать, что мне было скучновато в начальных классах, так как я уже читала и писала достаточно хорошо. И здесь мне опять повезло. Юлия Емельяновна, это я сейчас понимаю, чтобы я не мешала другим детям и ей, стала мне давать индивидуальные задания. Или книжку, чтоб я ее прочитала, а потом рассказала одноклассникам о прочитанном, или стихотворение, чтобы я его выучила, или какие-нибудь карточки с более сложными примерами... и я ей за это очень благодарна. Она заложила во мне интерес к учебе, научила внимательности и усидчивости. Мама также обратила внимание, что я в буквальном смысле "проглатывала" учебники и в дальнейшем стала мне выписывать физико-математические и различные художественно-публицистические журналы: Юность, Наука и жизнь, Юный техник, Математика в школе, Квант, Слово, Роман-газеты и много других. (Бедный почтальон!))) Я помню, с каким нетерпением ждала, когда принесут почту и бегом неслась к почтовому ящику!) И я на уроках и дома решала конкурсные задачи, задания с различных олимпиад. Очень много читала. Причем любила все жанры: сказки, былины, фантастику, исторические, приключенческие, детективные, военные.... Особое отношение у меня было и остается к поэзии: и к классической, и к современной. Сейчас меня очень расстраивает, что мои старшие внуки спокойно относятся к стихотворениям, нет желания прочитать, выучить их наизусть. Как-то прошлым летом, был сильный дождь. Мы с внуком уселись на террасе и я стала ему на память читать стихи. Внук выдержал пол часа не более и сказал: "Бабушка, может хватит? Красиво, нравится, но это не мое..." Но я при каждой встрече, стараюсь внукам читать стихи, петь с ними песни, тем более, что стихи можно подобрать под любое действие, под любую ситуацию и я глубоко уверена, что поэзия делает человека лучше и добрее.
"Стихи читают молодые...
И в поездах, летящих в полночь,
И у костра - в заре и в дыме.
Стихи читают молодые,
Чтоб душу нежностью наполнить..." Андрей Дементьев Большое спасибо, хочется мне сказать своему дедушке-Федору Никифировичу. Зимними вечерами, мы ( с моими двоюродными сестрами) забирались к нему на диванчик и он читал нам вслух книги. "Педагогическая поэма" А. Макаренко, "Ташкент-город хлебный" А. Неверова, "Дети капитана Гранта" Жюль Верна и много-много других. Была еще одна книга, про беспризорника, которую он нам читал. Почему-то у меня врезалось в память, что название было "Ленька Охнарь", автора не помню. Пыталась найти ее, но безрезультатно. Дедушка, когда читал нам, всегда останавливался на самом интересном месте:" Хорошего понемножку. Завтра дочитаем!". Этим самым подогревал наш интерес и мы с нетерпением ждали следующего вечера, когда дедушка откроет заветную книгу и продолжит чтение. Бабушка и дедушка у меня были только по папиной линии, мама-сирота. И у бабушки было пятеро детей, а нас двоюродных братьев и сестер было 11 , я самая младшая. Сохранилась фотография, где мы все вместе стоим по росту, я-замыкающая)).Разница в годах была приличная, если мне на фотографии примерно 4 года, то самой старшей Надюше было 16. Разница в годах с моей старшей родной сестрой-5 лет. То есть Вы понимаете, что старшие не особо хотели со мной возиться, а мне было так интересно с ними!)) Надо сказать, что бабушка-Ульяна Степановна, была связующим звеном всей семьи, на лето все привозили внуков к ней. Мы жили постоянно вместе с ними ( на одном участке земли было три дома: бабушкин, наш и дом старшей дочери -Клавдии Федоровны) и мы со старшей сестрой с нетерпением летом ждали приезда остальных. Помню из детства смешную историю с моей двоюродной сестрой-Леной, она старше меня была на три года. Папа привез мне из командировки коробку цветных карандашей. Карандаши-шикарные! По 5-6 оттенков к каждому цвету. И мы с Леной сели что-то рисовать. А ей они так понравились, что она не удержалась и потихоньку стала карандаши под столом запихивать под платье в трусики. Когда она спрятала особо приглянувшиеся ей карандаши, то ей резко понадобилось домой, а она с родителями остановилась в доме у бабушки. И вот бежит Леночка по дорожке от дома к дому, а карандаши из трусиков падают. А сзади шла т. Клава. идет она и не поймет, что это вылетает у Лены из-под платья. Через некоторое время пришла т. Клава к нам, привела заплаканную Лену и принесла мне карандаши. Мне ее так было жалко! Короче мы поделили карандаши поровну и обе остались довольны друг другом! Надо сказать, что с Леной у нас были родственные души, мы были очень близкими друзьями и подругами всю жизнь... К сожалению два года назад ее не стало....Для меня-это невосполнимая потеря.
Ну вот, дорогие мои, пока на сегодня все! Мне очень приятно, если Вы дочитали до конца и вспомнили немножко эпизодов из своего детства! До встречи!