Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Об объективности смысла жизни и бессмысленности с позиции логотерапии и философии Сартра

В одном из своих интервью Сартр однажды сказал: «Вы заброшены с рождения в ситуацию, которой должны подчиняться»[1] . Интересно, что эти слова принадлежат философу, который вслед за Гегелем определяет бытие сознания как свободу. Личность в феноменологической онтологии французского мыслителя обладает свободой воли, а его фундаментальный труд «Бытие и ничто…», по утверждению самого автора, – «произведение о свободе» [2]. Так, Сартр признает за человеком способность занимать позицию по отношению к чему-либо, по отношению к себе и собственным чувствам и состояниям. По мнению философа, сознание как свобода позволяет подняться над ситуацией[3].

Логотерапевты могли бы сказать, что речь идет о ценностях отношения. Согласно учению Франкла, именно посредством ценностей (отношения, творчества и переживания) человек может обрести смысл. При этом смысл объективен, он неизбежно существует, необходимо лишь найти его.

Последнее утверждение противоречит воззрениям Сартра, который постулирует идею о том, что смысл человеком не находится, а создается. Окончательный смысл истории при этом, согласно Сартру, отсутствует по причине принципиальной незавершенности человеческой реальности: «прошлое может быть осмыслено и оценено, исходя из будущего, которого нет и которое строго не детерминировано прошлым» [4]. Интересно, что подобной позиции придерживается Франкл, однако при этом смысл им не отрицается, напротив, утверждается.

Как верно замечает создатель школы логотерапии, человек зачастую руководствуется желанием быть как все, либо поступает в соответствии с тем, что от него хотят другие, то есть его поведение подчинено конформизму или тоталитаризму[5]. Современный человек оторван от своих корней – обладает некоторой свободой в отношении инстинктов, утратил традиции, которые подсказывали, как жить, как поступать. Но, не имея в себе четкого понимания собственных желаний, страдает от ноогенного вакуума, то есть мучим чувством бессмысленности и внутренней пустоты. Но даже в этом случае жизнь человека, по убеждению Франкла, не лишена смысла.

В своем знаменитом эссе «Экзистенциализм – это гуманизм» Сартр пишет, что не противопоставляет религиозную мораль буржуазной общественной морали, при этом заявляет, что человек обречен быть свободным в своих решениях и поступках[6]. Вместе с тем, Сартр утверждает, что человек ответственен за все, что делает, перед собой и перед всем человечеством. Но в чем, однако, заключается эта ответственность, если объективного смысла, согласно Сартру, не существует, но его создаем мы сами? Очевидно, здесь заключено некоторое противоречие.

Нам уже известно, какой позиции придерживается французский философ в отношении окончательного смысла истории: история человечества не завершена, поэтому никогда до конца не ясно, в чем состоит ее смысл, об этом можно было бы судить лишь по итогу. Подобных позиций придерживается и Франкл, когда пишет, что абсолютный смысл принципиально непознаваем, а смысл жизни конкретного человека раскрывает себя лишь после его смерти, с той лишь весомой оговоркой, что смысл, по его мнению, объективен[7]. Франкл не отрицает объективность смысла, остается также в концепции Франкла понятие смысла момента: имеет значение, как человек поступает в каждый конкретный момент времени, потому-то человек ответственен. Действительно, как справедливо заметил Д.А. Леонтьев во вступительной статье к работе Франкла, вышедшей на русском языке, «свобода, лишенная ответственности, вырождается в произвол» [8]. Здесь не содержится никакого противоречия.

Создается впечатление, что для особенной стройности учению Сартра не хватает именно этого компонента – смысла. Без него, на мой взгляд, монументальная и складная его концепция если не рушится, то обнаруживает в себе шаткость основания, и мы не в силах отделаться от ощущения, что по причине данного противоречия оно лишается прозрачности.

Однако, по-видимому, смыслу неоткуда было взяться в атеистическом учении, где нет места не только всему религиозному, но также ноэтическому, духовному измерению личности человека.

По той же причине и в связи с вышесказанным, на мой взгляд, в концепции Сартра, недостает такого важного звена как некий внутренний компас, подсказывающий человеку, как лучше следует поступить в тот или иной момент времени. Этот элемент философского фундамента различных учений встречается в концепциях многих экзистенциалистов и их предшественников. Так, например, уже у Сократа, мы встречаем понятие Демония, обозначающее внутренний голос. У Мартина Хайдеггера подобным смыслом обладает «Зов бытия», в экзистенциально-инициальной терапии Карлфрида Дюркгейма мы встречаем такие выражения как «орган бытия» и «интуитивное чувство».

В логотерапии Франкла большое место занимает понятие совести. Совесть указывает человеку путь, помогает поступать в той или иной ситуации наиболее осмысленно. Возможно, если бы Сартр, развил свое учение шире, задавшись вопросами «Перед кем и в связи с чем человек несет ответственность?», «Почему человек задумывается о смысле (ищет смысл) и страдает от бессмысленности?», а также «Что его направляет поступить наиболее «ответственно»?», возможно, что тогда он тоже пришел бы к объективности смысла. Однако следует заметить, что Сартр не ставил перед собой такой задачи. Он создавал, прежде всего, феноменологическую онтологию, центром которой является активный вопрошающий субъект - сознание, которое всегда интенционально (направлено на что-либо). Восстающий против гносеологизма новоевропейской философии, Сартр был и остается величайшим мыслителем ХХ века, одним из тех, кто совершил онтологический поворот современной философии, преуспев в стремлении преодолеть метафизический дуализм сознания и бытия.

[1] Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. — М.: Республика, 2000. — 639 с. — (Мыслители XX века).

[2] Beauvoir S. de. La Cérémonie des adieux. Paris, 1981. P. 505.

[3]Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. — М.: Республика, 2000 — 639 с. — (Мыслители XX века).

[4] Там же.

[5] Франкл В. Воля к смыслу. Пер. с англ. М.: Апрель-пресс-Эксмо-пресс, 2000.

[6] Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм. // Ф.Ницше, З.Фрейд, Э.Фромм, А.Камю, Ж.П.Сартр. Сумерки богов. – М.: Издательство политической литературы, 1990 – 400 с.

[7] Франкл В. Воля к смыслу. Пер. с англ. М.: Апрель-пресс-Эксмо-пресс, 2000.

[8]Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, – 1990.

Автор: Минко Эльза Анатольевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru