Читая о Национальном музее бонсай и Пэнцзин США, можно увидеть, что большинство павильонов названы в честь выдающихся деятелей бонсай из разных стран мира: Китайский садовый павильон доктора Йи-Сун Ву, Североамериканский павильон Джона Е. Нака, офисный центр имени Юдзи Есимуры, сад североамериканских местных растений Джорджа Ямагучи, небольшая коллекция камней Гарри Хирао, сад, посвященный пяти поколениям семьи Като. Это известнейшие имена в мире бонсай.
Но наряду с ними в географии сада встречаются несколько женских имен. Знаем ли мы бонсаисток прошлого, которые могут стоять в ряду с «великими»? Одну женскую историю, чья деятельность повлияла на современный бонсай я сейчас расскажу.
Это Мэри Э. Мроуз (Mary E. Mrose). Она родилась в многодетной семье в 1910 году. Ее не стало в 2003 году. Она всю жизнь хорошо разбиралась в деревьях, однако только в 1991 году Мэри стала волонтером в библиотеке Национального дендрария США, где и началась ее деятельность в бонсай. Ее среди многих спонсоров Национального фонда бонсай США называют выдающимся благотворителем Национального музея бонсай и Пэнцзин. И в честь нее один из павильонов музея, где расположено образовательное, коммуникационное пространство музея, хранится библиотека и коллекция суйсеки, а также проводятся временные и сезонные выставки назван Международным павильоном Мэри Э. Мроуз. Кто же она?
Окончив в 1931 году школу в Салеме, штат Массачусетс, она была одной из трех в выпуске из 75 человек, получивших должность преподавателя. В течение 14 лет Мэри Э. Мроуз преподавала историю, географию и гражданское право в старшей школе, а иногда математику и английский для малышей. В это время девушка успела получить степень магистра географии в Бостонском университете, стала бакалавром образования в Государственном педагогическом колледже в Салеме, где позже преподавала географию и науку о земле. Кроме того, она училась в Музыкальной консерватории Новой Англии. Ее признавали выдающейся пианисткой.
Позже Мэри изучала геологию в Бостонском университете и Рэдклифф-колледже. Пробовала себя в профессии промышленного химика. Новые знания позволили ей в 1940-х годах преподавать геологию в Бостонском университете, работая одновременно научным сотрудником на кафедре минералогии в Гарварде. Там она участвовала в подготовке 11-го тома 7-го издания справочника «Dana’s system of mineralogy».
C 1953 года до выхода в отставку в 1983 году Мэри Мроуз работала в Геологической службе США в Вашингтоне. Она осуществляла рентгенологические исследования минералов, а также участвовала в полевых работах в Нью-Гэмпшире, Южной Дакоте, Арканзасе и Калифорнии. Она написала более 70 статей, но, главное, она описала и назвала 19 новых минералов. Один из редких минералов, найденных в шахте Монтесумы в Мексике, назван в ее честь - мрозеит (Mroseite) .
Но и это не было концом ее карьеры ученого. Она была приглашена в Национальный институт стандартов и технологий (NIST), где как специалист формировала данные для обновления базы данных кристаллических структур (Crystal Structure Database). В 1988 году она была удостоена Премии выдающихся стипендиатов Международного центра дифракционных данных (ICDD).
После 1995 года у Мэри проявилось серьезное заболевание сетчатки глаз. Друзья рассказывают, что и в это время она была неутомима – она великолепно готовила блюда польской кухни и никогда не пропускала пятничное вечернее шоу «Wall Street Week».
И, конечно, она занималась бонсай, организовывая фонды мероприятий в интересах Национального фонда бонсай (NBF), инвестируя в развитие Национального музея бонсай и Пэнцзин. Она состояла в Обществе бонсай Северной Вирджинии (Northern Virginia Bonsai), аффилированным Потомакским обществом бонсай (Potomac Bonsai Association). Один из последних ее проектов в 2002 году - Международный научный симпозиум по бонсай и смотровым камням - спонсировался Фондом симпозиума Мэри Э. Мроуз Национального фонда бонсай.
Вот почему деятельность этой женщины-ученого оценена так высоко.
В 1996 году павильон, в котором хранится коллекция смотровых камней, был достроен смежным помещением с внутренним двориком. Это стало новой выставочной территорией музея. Мэри Э. Мроуз принимала активное участие и в этом проекте музея. На строительстве и на открытии благоустроенного павильона ее встречали как почетного гостя. О включении ее в число почетных членов NBF можно было прочитать в каждом бюллетене фонда того времени.
И началась новая жизнь павильона.
В 1997 году с июня по сентябрь здесь проходила выставка «Bamboo: Art and Fact», где была представлена уникальная коллекция бамбуковых изделий ручной работы из дендрария, начиная от гребней для волос и клеток для крикета и заканчивая терками для еды и ножницами.
Тема бамбука звучала и в 2005 году на мини-выставке смотровых камней Гарри Хирао, подаренных музею в память о его жене Тиеко Элис Хирао. Камни располагались в небольшой бамбуковой роще на территории павильона.
В мае 2005 года в выставочной зоне павильона демонстрировались 100 лучших фотографий бонсай, отобранных из 546 снимков на Всемирном конкурсе бонсай WBFF. Это был шестой Всемирный конкурс бонсай с 1999 года, но первый, на который заявки принимались через Интернет. Кроме того, впервые конкурсные фотографии были представлены за пределами Японии.
В 2007 году в крыле специальных экспонатов павильона состоялась первая для музея выставка кусамоно, включающая композиции Янг Чо и керамику Рона и Шэрон Лэнг.
Это только некоторые примеры событий, происходящих в стенах Международного павильона Мэри Э. Мроуз, созданного, в том числе благодаря знаниям, усилиям и любви к бонсай этой гранд-дамы.
Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.
Нажмите здесь, чтобы подписаться на канал.
Смотрите на канале