Мы не были знакомы лично. В сети видели, читали и «лайкали» друг друга. Летом в Санкт-Петербурге участвовали с лекциями в бонсайном фестивале, который организовал Клуб любителей бонсай «Кенгай», но в потоке мероприятий не успели поговорить.
В субботу 16 сентября я приехала в Амбер Плаза немного раньше, чем открывалась выставка «Orchidium». Уворачиваясь от динамичных движений участников, перемещавших по залу наполненные растениями коробки, ящики и другие упаковки, я бродила между рядами выставки. Некоторые столы еще были пусты, но с каждой минутой пространство заполнялось и становилось сплошным морем самых разнообразных растений.
Никого из знакомых еще не было видно, но вдруг я увидела широкую улыбку Игоря Савина. Он стоял около своего уже готового к показу стенда. Прочная многоярусная конструкция очень компактна, но вместительна. Прочность ее подтверждают стопки по-японски переложенных одинаковыми деревянными брусочками самых крупных горшков на верхней полке. Демонстрационная стойка сделана самим мастером, является частично разборной, легко умещается в машине. Выставочную композицию дополняет баннер «Керамика для бонсай и других растений» с зеленым попугайчиком, который также «рекламирует» мастера на сайте SIC «Savin Igor Ceramics».
-Игорь? Здравствуйте, я из Саратова, канал «Эстетика бонсай».
-Здравствуйте!
Я сразу обратила внимание на небольшой двуцветный, достаточно яркий каскадный горшок. Вся керамика SIC сделана вручную, в этом горшке некоторое несовершенство линий очень хорошо перекликается с неравномерными фиолетово-коричневыми пятнами.
Рядом темно-синий также трехногий горшочек, но его идеальная форма завораживает. Игорь рассказывает, что эти горшки предназначены для орхидей. Удовлетворив интерес к технологии создания этой формы, отточив технику, он решил, что дальше будет производить их только на заказ.
Далее поговорили про «облачка» - три темно-коричневых плошки «мокко» как три медведя из русской сказки стояли один над другим небольшой пирамидкой. «Облачка» - так называется особая форма ножек, которая, однако, встречается довольно часто. Подпирая бликующие поверхности горшков, ножки демонстрируют разнообразие форм, рисунков и расположений.
Приняв решение заниматься бонсайной керамикой, Игорь изучал и отрабатывал некоторые технологии самостоятельно. Позже он учился у японского мастера Юкико Накано (Yukizyou Nakano). Продолжая разговор о ножках, вспомнили рассказанную уже ранее историю о том, что Игорь исходя из собственной практики, придумал устройство, с помощью которого можно делать нужный угол наклона внутренней стороны ножки и формировать аккуратное соединение ножки и дна чаши. Прибыв в Японию, удивился сам и удивил своего учителя – у того было устройство абсолютно такой же конструкции.
Найдя оттиск на дне одной из плошек, я спросила мастера, что он означает. Оказалось, что это птичка. Забавная, запоминающаяся.
Первый раз за все время изучения истории бонсай, я увидела плошку с очень большим отверстием в дне. Оказалось, что она используется для того, чтобы выращивать небольшие деревья бонсай или травы. Плошка вместе с другими такими же горшками ставится в более крупный контейнер, заполненный песком, который все время поддерживают влажным. Корни растений проходят в песок, имея хорошее питание все время выращивания. При необходимости демонстрации растения, плошка поднимается с поверхности песка, лишние корни удаляются. После окончания выставки плошка ставится на место, корни снова нарастают за пределами плошки, продолжая поить растение.
Вдруг мне показалось, что на одном из горшков нарисованы контуры очень мелких цветов. На мой вопрос Игорь Савин ответил, что это кристаллы. Я помню, как летом в Санкт-Петербурге мастер рассказывал о желании некоторых клиентов смешать немного синего и желтого вещества, чтобы получить зеленый оттенок плошки. Я хорошо поняла, что глазурование – это химический процесс, результат реакций разнообразных веществ.
Керамика обжигается при температуре 1220 градусов. А дальше ее нужно остужать по определенной схеме. От скорости охлаждения зависит величина кристаллов. Некоторые кристаллы могут занимать значительную часть поверхности плошки.
Мое внимание привлекли также коричневые плошки разных оттенков, внешняя поверхность некоторых из них выглядела как недавно высохшая лужа, другие напоминали ствол старого дерева. Фантазии было где разгуляться. Я просила о технологии. Не секретная ли? Мастер сказал, что многие технологии, которые «рождаются» в какой-либо мастерской, чаще всего уже придуманы и апробированы кем-то. Вопрос в наблюдательности мастера и желании поставить полный эксперимент, если он замечает какие-то свойства материалов - глины, добавок или глазури.
Так и с этими плошками. Создав некую форму на гончарном круге, ее на время оставляют в покое, покрывая внешнюю сторону изделия особым составом, который способствует более быстрому высыханию внешней поверхности в отличие от остающейся влажной – внутренней. Тогда плошку еще раз ставят на гончарный круг и слегка «вытягивают». В этот момент более сухая внешняя поверхность начинает трескаться, образуя некий рисунок. А вот разнообразие этих рисунков – это творчество, которое рождается под руками мастера.
И все же хотелось услышать о чем-то, что уникально, придумано именно этим мастером. Игорь показал каскадный горшок, который сложен из колечек разного диаметра, образуя полузакрытую форму, похожую на детскую игрушку юлу. Приведенное фото – с сайта, где можно посмотреть все разнообразие работ мастера, а на выставке я смогла подержать в руках оригинал.
Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.