Приветствую вас, дорогие друзья!
Как и обещал, сегодня продолжаем прогулку по востоку Москвы, начатую во вчерашнем выпуске. Накануне, мы с вами остановились у перекрёстка Зверинецкой улицы и улицы Ибрагимова, после которого Зверинецкая делает крутой изгиб и начинаются атмосферные промышленные пейзажи. Туда-то мы и направимся далее. Усаживайтесь поудобнее, берите напитки и закуски и начнём.
1. Справа за перекрёстком расположен 3-й цех НПЦ газотурбостроения «Салют», основное производство которого находится между проспектом Будённого и Золотой улицей. Основан механический завод Общества моторов «Гном и Рон» французской компанией «Гном-Рон» в 1912 году на базе мастерских на Николаевской (ныне Ткацкой) улице. На заводе собирались авиационные семицилиндровые моторы «Гном» мощностью 80 л.с. Детали для производства двигателей поставлялись из Франции. Двигатель устанавливался на самолеты «Nieuport-IV» и «Farman-XVI».
В 1914 году на заводе работало 50 человек, а в 1916 году - уже 300 человек. В дни революции 1917 года здесь ремонтировались автомобили. После национализации завод «Гном» был переименован в Государственный авиационный завод «Икар». Производил авиамоторы и запчасти к ним.
В 1927 году заводы №2 «Икар» и №4 «Мотор» были объединены под названием «Завод №24 им. М.В. Фрунзе», из которого впоследствии был образован современный НПЦ газотурбостроения «Салют».
2. Улица Ибрагимова. До 1957 г. носила название Мочальская улица. Это название было дано по фамилии учёного-лесовода Д. И. Мочальского, заведовавшего ближним Измайловским парком с 1875 по 1927 г. Переименована в память о советском деятеле Шайдармане Нуримановиче Ибрагимове (1899–1957). Также название Мочальская носила некогда существовавшая грузовая станция на Электрозаводской железнодорожной ветке.
3. Вид в сторону Щербаковской улицы.
4. Далее по правую руку - сплошная промзона. Сразу за территорией 3-го цеха «Салюта» начинается огромная территория завода «Вымпел», который некогда тоже обслуживала станция Мочальская.
5. Завод был основан как артиллерийские мастерские «Мастяжарт» в 1916 году и первоначально располагавшихся в Лефортово на территории между улицами Ирининской (ныне Ф. Энгельса), Ладожской, Огородной (ныне Рыбинской), Госпитальным переулком и рекой Яузой.
В конце 1918 года вышло постановление Моссовета о переезде завода «Мастяжарт». Переезд проходил в течение 3 лет. Лишь в 1922 году завод полностью перебрался с Ладожской улицы на новое место, заняв территорию металлического завода инженера Г. К. Пэлка на углу Вельяминовской улицы и жестяной фабрики В. В. Бонакера на Николаевской (ныне Ткацкой) улице (в кадре виден один из дореволюционных корпусов былой фабрики). Одновременно из Мытищ с территории вагоностроительного завода сюда же перебрался орудийный отдел. Было сформировано три отдела: 1-й отдел — бывшая фабрика В. В. Бонакера, 2-й отдел — «Мастяжарт» и бывший завод инженера Г. К. Пэлка, 3-й отдел — гальваническое отделение.
В 1933 г. завод получил наименование «завод № 67», находился в ведении НКОП. В 1951 г. преобразован в «Опытный завод ГС НИИ-642», затем переименован в «завод № 642», до 1957 года находился в ведении МАП СССР. В 1958 году НИИ-642 был преобразован в филиал № 2 ОКБ-52. Позже филиал был преобразован в ОКБ «Вымпел», а завод № 642 в 1966 г. переименован в «Московский машиностроительный завод „Вымпел“». В 1985 г. ММЗ «Вымпел» и ОКБ «Вымпел» объединены в НПО «Вымпел», подчинённое Министерству общего машиностроения.
Кроме наземного оборудования для ракетных комплексов на ММЗ «Вымпел» в 1970-х и 1980-х годах осуществлялась сборка космических аппаратов «Прогноз» по документации и под наблюдением НПО им. Лавочкина. С 1 января 1992 г. НПО «Вымпел» вновь разделилось, производственная часть стала Московским машиностроительным заводом «Вымпел», а инженерно-конструкторская — ОКБ «Вымпел». Завод остался на своей старой территории, а ОКБ заняло здание, построенное для него по соседству в 1974 г. Московский машиностроительный завод «Вымпел» является головным предприятием по производству ракетных стартовых комплексов. Завод принимал участие в космических программах МКС, «Морской старт», «Иридиум», «Бриз-М», «Рокот» и других.
6. Далее по правую руку тянется огромный и длинный позднесоветский цех, подкупивший меня своими стеклоблоками, которые я очень люблю.
7. А вот и вновь гаражи слева. Вообще здесь ничего не напоминает о собянинской Москве, кроме фонарей. И это прекрасно!
8. Двор по чётной стороне напротив предприятия.
9. И вот такой салон, в который непонятно было как пройти при надобности. Сбоку за сугробом я дорожек не заметил. Но вывеска тем не менее светилась.
10. Далее следует Г-образный поворот, за которым начинается 2-я Хапиловская улица. А над ней возвышается пейзаж старой промышленной Москвы, пока ещё окончательно не канувшей в небытие.
11. Обратите внимание на светильники на здании справа. Сейчас таких почти нигде не встретишь.
12. Взгляд назад. Вот такую Москву я люблю!
13. И дело тут не в красоте, хотя я и люблю промышленные пейзажи. Дело тут в том, что такой была Москва моего детства, где даже в 90-е годы кое-как, но работали заводы.
14.
15. 2-я Хапиловская улица. В XIX веке в этой местности было проложено восемь номерных Хапиловских улиц. Название они получили по историческому району Хапиловка, который располагался севернее — между рекой Хапиловкой и Ткацкой улицей — и имел (наряду со знаменитой Хитровкой) дурную славу, считаясь одним из самых криминальных мест Москвы. Позднее семь из восьми улиц были упразднены в процессе перепланировки сетки улиц Благуши. В настоящее время является единственной улицей, напоминающей своим названием о существовании местности и реки Хапиловка. Ранее на картах также обозначали Хапиловский проезд, который начинается от Окружного проезда напротив станции Черкизово, огибает НИИ Хлебопекарной промышленности и заканчивается неподалёку от Электрозаводской ветки напротив Борисовской улицы. Сейчас его с карт упразднили. Надо будет, кстати, пожалуй, тоже сделать о нём отдельный рассказ.
16. Взгляд назад.
17. Впереди Щербаковская улица.
18. Историческое здание бывших райкома и райисполкома Сталинского района. Построено во второй половине 1930-х гг. в стиле постконструктивизма по проекту архитектора Ильи Александровича Голосова (1883 - 1945). Ныне в нём расположена управа района Соколиная Гора.
19.
20.
21. Ещё один взгляд назад в сторону промзоны.
22. И выходим на Щербаковскую улицу. Одиннадцатиэтажный шестиподъездный кирпичный жилой дом. Построен в 1957 году по индивидуальному проекту в стиле позднего сталинского ампира.
23. И рядом ещё один даже, на мой взгляд, более красивый (хоть и построен в 1960-м) четырёхподъездный кирпичный жилой дом. Он стоит к улице ребром, поэтому в кадр попадает лишь один подъезд.
24. И с трамваем.
25. Прежнее название улицы, как уже говорилось выше, было Михайловская. Оно было присвоено всё в том же 1897 году при планировке Благуши в память о Михаиле Фёдоровиче Романове (1596—1645), первом царе из рода бояр Романовых.
Переименована 7 июня 1922 года в честь большевика Петра Петровича Щербакова (1891—1917), участника Октябрьской революции в Москве, члена Президиума профсоюза текстильщиков, организатора медико-санитарной службы Лефортовского района. Погиб при взятии казарм в Лефортово; похоронен у Кремлёвской стены.
26. Семёновская площадь и голуби на проводах.
27. Много, очень много голубей.
28. Кинотеатр «Родина». Построен в 1937–1938 гг. по проекту архитекторов Якова Корнфельда и Виктора Калмыкова. Изначально в кинотеатре имелось три просмотровых зала, два из которых находились внутри здания, а третий был устроен на крыше. Правда, последний не пользовался особой популярностью и через непродолжительное время был демонтирован. Освободившуюся площадку на открытом воздухе реконструировали, разбив здесь декоративную клумбу с цветами и установив скульптурную композицию «Защитник дальневосточных рубежей» (памятник пограничнику Никите Карацупе).
Здание выполнено в стиле постконструктивизм (переходный стиль в советской архитектуре в 1932–1939 гг., включавший в себя конструктивистские элементы, которые в постройках применялись одновременно с элементами классического ордера и декора).
В главном фасаде кинотеатра четко выделяется огромный по размерам рамообразный портик, за которым расположена входная зона, декорированная многоцветной майоликой. Боковые фасады, имеющие прямоугольную форму, разбиты на четыре яруса. Изначально, самый нижний из них, был устроен со сплошным застеклением и разделённый на секции пилястровыми опорами, на которых были установлены литые фонари с оригинальными плафонами из матового стекла.
На втором ярусе расположены четыре достаточно высокие прямоугольные оконные проёмы, а на четвёртом такое же количество восьмигранных окон с далеко выступающими от основной плоскости фасада наличниками. Верхний ярус привлекает внимание размещённой на нем открытой колоннадой, правый объём которой был до недавнего времени застеклён, и там находился один из московских ресторанов.
Оригинальность зданию кинотеатра «Родина» придает и размещенный на правом крыле балкон-башенка, завершением которого по первоначальному проекту являлся металлический флагшток. Симметрично ему, но уже на левой части, размещено высокое окно, предназначенное для естественного освещения проходящих за ним лестничных маршей.
В настоящее время в здании проводятся реставрационные работы.
И на этом я хочу завершить сегодняшнюю часть рассказа. Надеюсь, что вам было интересно. Продолжение - в следующем выпуске. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!
Пишите комментарии, ставьте лайки и, разумеется, не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!
Также буду очень признателен, если вы поделитесь понравившимися вам моими рассказами с подписчиками, друзьями и знакомыми с помощью кнопки "Поделиться". Спасибо!