Найти тему
Реплика от скептика

Музей Славянской культуры им. К. Васильева в Москве. Продолжение

Фотография автора
Фотография автора

Начало было здесь:

Сегодня продолжу разговор о картинах Константина Васильева. Несколько картин привлекли моё внимание тем, как искусно художник изобразил пламя свечи - это один из его повторяющихся мотивов. Вот картина "Ожидание" с вариациями:

И посмотрите, как выписано пламя свечи, как оно отражается в глазах девушки и в жемчужном ожерелье на её шее!

А вот портрет Достоевского, тоже со свечой:

Есть у Васильева так называемая "былинная серия" картин. Вот одна из картин из этой серии - "Авдотья Рязаночка"

Фотография автора
Фотография автора

По замыслу автора, эта картина посвящена тем, кто потерял своих близких во время татаро-монгольского нашествия. И за её спиной - её соотечественники, славяне, которые тоже кого-то потеряли. Как хотите, не нравится мне эта картина. И люди за спиной Авдотьи, на мой взгляд, больше напоминают зомби из-за своих холодных глаз.

Вот другая русская женщина - Евпраксия:

Фотография автора
Фотография автора

Картина тоже очень большая, даже вся не поместилась на фотографии. Тут изображена жена князя Фёдора Евпраксия, которая во время нашествия на Русь хана Батыя покончила с собой, выбросившись из окна вместе с маленьким сыном. Очень трагический образ. На картине она изображена как раз в момент полёта вниз.

Вообще, трагические лица удавались Васильеву куда лучше, чем весёлые, радостные, которых у него гораздо меньше.

Вот ещё один исторический персонаж, как его представлял себе Константин Васильев - князь Игорь.

Фотография автора
Фотография автора

Так вы себе представляли древнерусского князя? Я - не так. Но как он выглядел, мы не узнаем, так что, может, и так. Но дело в том, что князь Игорь умер в 945 году, а Русь крестил его внук, князь Владимир. Тогда как оказался на груди князя Игоря большой крест? Да и вопрос о том, был ли трезубец на знамени знаком князя Игоря - тоже вопрос.

Одна из самых известных картин Васильева - "Человек с филином". Хорошо сфотографировать её трудно: она очень большая, пришлось отходить подальше, и верхняя часть картины получилась не очень чётко. Но картина очень впечатляющая, и тоже со свечой.

Фотография автора
Фотография автора

На картине изображён старый мудрый волхв, который возвышается над лесами; под ногами у него огонь, а филин на руке - символ всевидящего глаза вселенной.

Ещё одна очень известная картина Васильева - "Северный орёл".

Фотография автора
Фотография автора

Немолодой мужик с топором за плечом, смотрит прямо на зрителя. Это настоящий властелин тайги.

Вот ещё один женский портрет - "Жница"

Девушка на поле, занятая уборкой хлеба, утомилась и присела у берёзки отдохнуть. С серпом она, правда, слишком вольно обращается, даже страшно за неё, что может пораниться. Внешность девушки - северного славянского типа: узкое бледное лицо, светлые волосы. Глаза, правда, не светло-серые, а немного с прозеленью, если посмотреть на увеличенный фрагмент.

На этом я, пожалуй, закончу о Константине Васильеве, но о музее ещё буду говорить, потому что ещё даже не приступила к теме Всеволода Иванова.

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!