Мария Тереза собой была нехороша и мужем не любима. Она стала второй супругой вдового австрийского императора Франца II, замуж вышла, как водится, по политическому расчету, и свой долг в произведении наследников выполняла усердно: детишки у пары появлялись исправно, тринадцать чад родила императрица.
Но даже эта плодовитость, которой позавидовали бы очень многие монаршие семьи, не внушала Марии Терезе уверенности в привязанности мужа. Его первая супруга, Елизавета Вюртембергская, была пылко им любима. Но неудачные роды закончились смертью матери, а потом ребенка, слабой и хилой девочки.
Франц Иосиф во внешней политике был жесток и мстителен, но в личной жизни старался производить впечатление благоприятное и к счастью стремился. Потому, несмотря на личные горести, женился весьма охотно. Свою вторую жену он повел к алтарю в середине сентября 1790 года, уже через семь месяцев после смерти любимой Елизаветы.
Первая дочь, Мария Луиза, родилась уже 1 апреля 1791 года, затем пришел черед сына Фердинанда, а потом, одна за другой - Мария Леопольдина, Мария Клементина, Мария Каролина...
Но размеренная супружеская жизнь супругов без потрясений не обошлась. В 1799 году брат императора Иосиф, палантин Венгрии, женился на Великой Княжне Александре Павловне, старшей дочери Павла I. Юная красавица моментально вызвала неприязнь Марии Терезы - она мало того, что являлась родственницей первой жены Франца Елизаветы, так еще и была похожа на нее! И, самое главное, император при виде Александры так явно смущался, что сомнений у его супруги не возникло - муж очарован русской княжной.
Характер императрицы не был ни добрым, ни кротким. Сживать ненавистную соперницу со света она начала практически сразу. Когда Александра во всем сверкании великолепных русских бриллиантов явилась в венский театр, Мария Тереза, которую явно затмил этот блеск, велела больше не надевать ей украшения.
Отныне Александра появлялась на балах и раутах вместо драгоценностей украшенная живыми цветами, и опять производила фурор среди местной знати!
Поняв, что соперница вопреки всему только выигрывает в мнении дворянства и народа, императрица решила ускорить ее отъезд в Венгрию. Слабохарактерный Иосиф, хоть и обожал свою молодую супругу, но защищать ее не решался, так что отъезд в резиденцию в Офене казался наилучшим выходом из тягостной для всех ситуации.
Вдобавок ко всему Александра Павловна начала подвергаться религиозному давлению со стороны новоприобретенной родни - императорская семья, вопреки первоначальным договоренностям, требовала, чтобы она сменила православие на католицизм. Ее желанию привести в порядок православный храм в Офене воспротивились, а службы стали отменять. Возможно, венценосная австрийская семья предвидела, что в Венгрии, где многие исповедовали православие, Александра приобретет ненужную им популярность. Эти опасения подтвердились - на маскарад палантина явилась в венгерском народном костюме, что вызвало большое одобрение среди ее новых подданных.
Положение молодой женщины усугубилось беременностью, которая протекала тяжело. Утешением и поддержкой ей стал духовник - протоирей Андрей Самборский. Муж был нежен и внимателен, но так и не набрался решимости поддержать жену. А к началу роковой весны 1801 года он уехал от жены в Вену: его назначили главнокомандующим войск - у границ стояла французская армия...
Императрица прислала Александре своего лекаря, но с его прибытием самочувствие беременной только ухудшалось: эскулап был груб, даваемые им лекарства мало помогали, а иногда и откровенно вредили. Также поварам дали распоряжение готовить столь отвратительно, что палантина, мучаемая тошнотой, не могла есть подаваемые блюда, и стремительно худела.
Роды, начавшиеся в начале марта, протекали тяжело: измученная молодая женщина не смогла разродиться, и младенца извлекали при помощи щипцов - родившаяся девочка прожила всего несколько часов.
Свою смерть Александра встретила в одиночестве - 16 марта 1801 года, через две недели после родов, духовник обнаружил ее мертвой в своей комнате, крепко сжимающей серебряный колокольчик - его звон так и не позвал никого ей на помощь.
Императрица не смягчилась и после этого. Гроб с ненавистной красавицей велели поставить в смрадный подвал капуцинской церкви, где торговки хранили нераспроданный лук, чеснок и зелень. Но духовник категорически воспротивился такому унижению. Он настоял, чтобы гроб с Александрой все-таки перенесли в православный храм.
Мария Тереза всего на 6 лет пережила соперницу - она скончалась родами в апреле 1807 года, ее новорожденная дочь прожила два дня. Император Франц, послуживший причиной такой неистовой ревности, утешился следующим браком с кузиной меньше чем через год.