Найти в Дзене
Заметки ГИПа

#61. Кто такой ГИП. И стоит ли им становиться

Оглавление
Для тех, кто зашел впервые, представлюсь. Меня зовут Владимир, у меня 15 летний опыт в проектировании, из них 8 лет я работаю комплексным ГИПом на крупных инфраструктурных объектах. Здесь, а также у себя в телеграмм канале «Заметки ГИпа», я делюсь своим опытом и знаниями, рассказываю о подводных камнях, интересных фактах, а также новостях в области архитектурно-строительного проектирования. Присоединяйтесь, будет полезно и интересно.

Сегодня статья из разряда «я давно хотел, а вы давно просили». Я периодически получаю вопросы о том, как я стал ГИПом, нужно ли учиться дополнительно, какова реальная нагрузка на ГИПа, какую ответственность несут, сколько зарабатывают. Что ж, почему бы и не ответить на вопросы к редакции.

Историческая справка


И так, начнем из далека и обратимся к истории. Во времена царской России были Инженеры – люди которые самостоятельно делали расчеты и выдавали рабочие чертежи, они же осуществляли авторский надзор и головой отвечали за результат строительства
(вы наверняка слышали байку о том, как после строительства моста, инженер который его запроектировал и построил, должен был стоять под ним при проходе первого поезда, и в случае крушения погибнуть под своим мостом).

из открытых источников
из открытых источников

В 20-х годах прошлого столетия, в молодом советском союзе требовалось много и быстро строить, тогда начали появляться первые Комплексные проектно-изыскательные организации (аналоги проектно-изыскательских институтов). Но в те времена все проектные решения еще носили уникальный характер, каждый объект был единственный в своем роде.

В 30-х годах был взят курс на индустриализацию и типовое проектирование, несмотря на то что в те года, за частую, строительство шло параллельно или опережая проектирование, а многие инженеры высочайшего класса пострадали от репрессий. В после военные годы страна нуждалась в масштабном восстановлении, требовалось много инженеров и строителей, но времени на их хорошую подготовку не было. Тогда пришлось сильно наращивать проектные комплексы, формировать специализированные структуры по отраслям народного хозяйства и видам проектирования. В то время и начали появляться первые ГИПы, правда тогда это были либо начальники отделов, либо старшие инженеры, либо главные конструктора. В разных структурах их называли по-разному, но суть была одна — это были люди из числа наиболее подготовленных инженеров, способные управлять процессом проектирования и строительства на особо важных и масштабных объектах.

В 1970г, в свет выходит «Положение о главном инженере, главном архитекторе проекта» утвержденное Госстроем 31.12.1969 №150. Сейчас этот документ еще можно найти на просторах интернета если поискать. Документ всего на 5 страничек, но все по делу и основные тезисы остались неизменными до наших дней. Тут было и назначение ГИПов на особо ответственные, крупные и сложные предприятия и сооружения соответствующими министерствами или ведомствами. И полный комплект задач, обязанностей, прав и ответственности. По этому положению ГИП – это действительно ГЛАВНЫЙ инженер, на нем и техническая и экономическая и кадровая стороны вопроса. Он мог карать и поощрять, мог пересматривать проектные решения, если они устарели из-за большой продолжительности строительства, мог останавливать стройку, мог устанавливать объем рабочих чертежей. В 1985 положение заменяют на СНиП 1.06.04-85 «Положение о главном инженере (главном архитекторе) проекта», это слегка переработанное положение 1969 года. И который, де-юре, действует по сей день. Но так как данный документ не входит ни в обязательный, ни в «добровольный» перечни, никто про него не вспоминает.

В 90-х были попытки сделать некий ребрендинг, вроде МДС 11-11.2000 «Методические рекомендации. Организация работы управляющего проектом (ГИПа, ГАПа) в условиях рынка», но этот документ больше не про ГИПов, а про менеджеров/управляющих проектом и его знают еще меньше людей, чем СНиП, да и сам статут у МДС ниже. В 2017г в Градостроительном Кодексе РФ появилась ст. 55_5-1 «Специалисты по организации инженерных изысканий, специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования, специалисты по организации строительства», которая расписывает права, обязанности и требования к ГИПам. На сегодняшний день это самая свежая информация по функционалу главного инженера проекта и необходимо в первую очередь ориентироваться на нее, а уж потом на СНиП.

Что нужно, чтобы стать ГИПом?


Тут есть два аспекта:
законодательный и личностный.


Законодательный.


Для того чтобы осуществлять деятельность специалиста по организации архитектурно-строительного проектирования (ГИПа с правом утверждения документации) необходимо быть включенным в национальный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования (НОПРИЗ). Для этого нужно соблюсти несколько условий:

  • - иметь высшее образование по инженерному профилю;
  • - не иметь судимости;
  • - иметь стаж работы на инженерной должности не менее 3-х лет;
  • - иметь общий стаж работы по профессии не менее 10 лет, или не менее чем 5 лет для физических лиц, претендующих на осуществление профессиональной деятельности;
  • - не реже одного раза в 5 лет проходить независимую оценку квалификации.

Из этого нам становится понятно, что если вы молодой, амбициозный профессионал, с высшим образованием, без судимостей, работаете более 5 лет по профессии и из них не менее 3-х лет на инженерной должности – вы можете подавать документы для независимой оценки квалификации специалиста по организации архитектурно-строительного проектирования или специалиста по организации инженерных изысканий. Для независимой оценки квалификации (НОК) необходимо сдать экзамен в аккредитованных центрах оценки квалификации (ЦОК). Сам экзамен состоит из двух частей: теоретическая (тестирование) и практическая (защита портфолио либо решение практических задач). Если вы успешно сдали экзамен, вас включат в национальный реестр специалистов НОПРИЗ и выдадут свидетельство о квалификации. Теперь вы имеете полное юридическое право работать ГИПом.

Личностный.


Далеко не каждый инженер сможет быть ГИПом, к сожалению, это так. И дело тут не в том, что не хватает знаний или опыта. Для того чтобы быть ГИПом, нужно обладать рядом личностных качеств, таких как: ответственность, стрессоустойчивость, целеустремленность, гибкий ум, нужно быть психологом и дипломатом, менеджером, делопроизводителем и конечно же хорошим технарем.
ГИП как блок управления автомобилем – вроде бы без него каждый агрегат по отдельности работает нормально, но в целом на приборной панели горит «ошибка» и машина не едет или едет не так как должна. Заказчики будут именно с ГИПа требовать выдать документацию по сегодняшним хотелкам - «вчера». А проектировщики именно ГИПу будут рассказывать почему документацию можно выдать только «послезавтра». И вам придется постоянно лавировать в этом море, балансируя между «хочу» и «могу». А еще современный ГИП все больше и больше сдвигается в сторону менеджера проекта, регулярные переписки и совещания отбирают львиную долю времени, а ГИПу нужно еще организовать весь процесс, поставить задачи, проконтролировать сроки, проверить выполнение, выдать замечания для корректировки (при необходимости). И это на самом деле очень плохо, потому что ГИП должен быть техническим специалистом и управленцем, а не просто управленцем. В общем если вы хороший инженер, но тонкая натура и не готовы получать по шапке за чужие косяки, работая на износ и при этом нести всю ответственность за подписанную вами документацию, то я настоятельно не рекомендую вам идти в ГИПы. Но если вы осознаете, что вас ждет и готовы к этому, то смело дерзайте. Это увлекательно, интересно и каждый раз глядя на построенные по Вашему проекту объекты, вас будет брать гордость.

Ответственность!

По закону ГИП несет ответственность за комплектность и правильность оформления проектной документации, ее соответствие требованиям законодательства, нормативных документов, технических условий и технических регламентов. Главный инженер проекта своей подписью подтверждает соответствие вносимых в ПД изменений, требованиям тех регламентов. В последнее время НОПРИЗ начал периодически рассматривать вопросы об исключении ГИПов из НРС, по запросам заказчиков и экспертизы. Подробнее я говорил об этом тут.

Получается ГИП отвечает за все, а значит должен знать все по всем разделам, но это конечно невозможно. ГИП не может знать все досконально, но он должен принципиально понимать каждый раздел и его влияние на смежные разделы, должен знать где ему быстро найти ответ, а также, в случае острой необходимости сесть и самостоятельно разобраться и разработать нужный раздел.

Как я стал ГИПом?

По просьбе подписчика, хочу вкратце рассказать свою историю, как я стал ГИПом. Я прошел путь от работяги-путейца на ж.д. , инженера ПТО, инженера проектировщика, ведущего инженера до руководителя группы проектирования железных дорог. Мы тогда взялись за проектирование трамвайной сети по ГЧП. В тот момент ГИП который вел этот объект - уволился, руководство искало замену, но подходящих кандидатур не находилось, либо квалификация не соответствовала, либо запросы по зарплате были выше, чем мог предложить директор (тот еще еврей). Все время пока шел поиск я по сути исполнял обязанности ГИПа, ездил по совещаниям, вел переговоры, готовил письма и запросы, руководил проектированием. В конце концов документацию мы сдали заказчику и нужно было идти в экспертизу, а ГИПа нет! Тогда директор принял решение назначить меня ГИПом официально, с условием, что я пройду экспертизу. Поверьте (если вы не ГИП), одно дело проходить экспертизу со своим разделом и совершенно другое идти с объектом, где часть разделов выполнена своими силами, часть на субподряде и еще на часть работ нужно срочно найти исполнителей (потому что в экспертизе затребовали дополнительные материалы). Но я все-таки смог получить положительное. Затем была рабочка, стройка и пуск в эксплуатацию, затем другие объекты. Тогда я научился тому, как можно работать ГИПом. Потом я перешел в крупный проектный институт, там я научился тому, как правильно должна быть выстроена система и как нужно работать ГИПом.


Сколько можно заработать?

Главный инженер проекта — это руководящая должность, сопряженная с определенной ответственностью, а значит и оплачиваться должна хорошо. По данным сайта HH зарплатная вилка по центральной России для ГИПов, в среднем колеблется от 110 до 250 тыс. руб.

рандомный скрин из HH показывает среднюю зарплату ГИПа в СПб
рандомный скрин из HH показывает среднюю зарплату ГИПа в СПб

Разброс большой и зависит от компании, количества и масштаба объектов, которые вам придется вести. Также в разных организациях по-разному организована система премирования. Где-то просто платят 13 зп и все, где-то считают процент от закрытой прибыли за год этим ГИПом, где-то процент от закрытой прибыли всей организации, где-то дают премию по итогу закрытия объекта исходя, опять же, из заработанной прибыли . И в таких случаях потолок зарплаты хорошего ГИПа, в хорошей организации может улетать в небеса. Про возможность подработать, ведя объекты на стороне говорить не буду, это личное дело каждого. Если есть силы и время, то почему бы и нет, на подработках тоже можно очень хорошо заработать.

Что нужно для успеха?

Я уже как-то отвечал на этот вопрос, но давайте еще раз пробегусь по моему алгоритму работы ГИПа:

1. Определение цели и задачи проекта. Необходимо понять, что хочет видеть заказчик, для чего это ему, какие риски возможны на пути, сколько времени и денег потребуется на проектирование. На этом этапе, по сути, рождается и уточняется ТЗ и календарный план.

2. Рекогносцировка. Понимая цели, нужно прикинуть состав проектной команды, какие специалисты потребуются, какие есть в штате, а каких из них придется привлекать со стороны.

3. Постановка задач. Составление детального графика работ и взаимодействия между смежными направлениями, с контрольными точками, выдача заданий исполнителям.

4. Контроль и увязка. В процессе проектирования необходим постоянный контроль выполнения по контрольным точкам. Это позволяет заблаговременно выявить отставание и решить возникшие проблемы. А также увязывать проектные решения смежных отделов и задавать общее направление движения.

5. Приемка/передача. Этап окончательной приемки документации от исполнителей, ее проверка и передача заказчику.

P.S.

Что хочу сказать в конце. Быть ГИПом это не просто, хотя некоторое исполнители и думают, наоборот: «ходи всем задания раздавай и требуй скорее результат, а зарплата больше – лафа, а не должность». (для таких случаев есть маленький лайфхак, переведите такого исполнителя в помощники ГИПа на пару месяцев, чтобы он своими глазами увидел и прочувствовал весь объем работы ГИПа, скорее всего он больше никогда не будет говорить, что гиповать это лафа). Быть ГИПом это каждый день решать, вдруг возникшие, проблемы исполнителей, субчиков, заказчиков, строителей, а когда ты с этим разберешься можно уже ехать домой или браться за свои дела и проблемы (выбирай). Быть ГИПом это вечная спешка, вечные претензии, хотелки, обидки, часовые обсуждения на совещаниях, экспертиза, согласования, письма, накладные и еще «черта в ступе». Это постоянно возрастающая административная нагрузка, вам некогда будет сидеть, вдумчиво изучать проектные решения и думать как их рационализировать, но при этом именно ГИП должен видеть весь объект целиком и понимать к чему может привести то или иное решение, должен максимально предвидеть все риски с которыми может столкнуться и заранее их обойти.

Но если вы все-таки решили стать специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, если вам нравится то, что вы делаете и то, какой получаете результат, я жму вам руки коллеги. Продолжайте в том же духе, все время учитесь и изучайте, не опускайте руки и не унывайте. Если же вы только подумываете о том, чтобы расти профессионально в сторону ГИПа, надеюсь моя статья помогла вам взглянуть на эту должность чуть шире и сделать для себя выводы. ГИП как блок управления автомобилем и без нас этот автомобиль не поедет.

Извиняюсь за качество делал селфи на бегу
Извиняюсь за качество делал селфи на бегу